Статья Рф 2 2 8 Что Россия Обозначает

Содержание

Часть 2 статья 228 УК РФ

Статья Рф 2 2 8 Что Россия Обозначает

В статье 228 части 2 УК РФ устанавливается ответственность за любые незаконные операции (кроме сбыта) с психотропными и наркотическими средствами и их аналогами, а также растениями и их частями, содержащими психоактивные вещества, в крупном размере.

Максимальное наказание по ст. 228 ч 2. — тюремное заключение на срок 10 лет, которое может сочетаться с дополнительными наказаниями в виде штрафа или ограничения свободы.

Объект преступного посягательства — установленный в законодательном порядке оборот психотропных и наркотических средств.

Деяния, попадающие под с. 228, ч. 2

Уголовно наказуемыми деяниями являются несанкционированное изготовление, приобретение, хранение и перевозка указанных средств: статья распространяется на случаи, когда при задержании или во время следствия были изъяты средства в крупном размере.

Применение психотропных и наркотических препаратов без назначения врача также является правонарушением и преследуется по закону. Это связано с тем, что их бесконтрольное употребление ведет к привыканию и быстрому разрушению здоровья, а затем к физической и моральной деградации, создает удобную среду для совершения различных преступлений.

По этой причине, чтобы сохранить здоровье населения и снизить количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, были на законодательном уровне введены жесткие ограничения в сфере оборота психотропных и наркотических средств.

Преступник, нарушающий государственный запрет на оборот наркотиков, покушается на здоровье и жизнь других людей, поскольку лица, пристрастившиеся к наркотикам, становятся впоследствии неспособными от них отказаться, ради них могут пойти на любое преступление.

По статье 228 ч. 2 уголовное дело возбуждается в том случае, если у преступника были обнаружены наркотики в крупном размере. Крупные и особо крупные размеры психотропных и наркотических средств устанавливаются в законодательном порядке, они зависят от типа, степени вредоносности и концентрации одурманивающего вещества в каждом средстве.

Уголовное дело возбуждается при обнаружении у человека запрещенного средства дома, в сумке, карманах одежды, в принадлежащем ему автомобиле и пр. При рассмотрении дела по факту хранения запрещенного средства не учитывается место и длительность хранения.

При приобретении наркотиков возбуждается уголовное дело при наличии договора о покупке либо другого способа приобретения средства, факта обмена наркотика на деньги (или вещи) либо их безвозмездная передача. Принявший наркотики привлекается за их приобретение, а передавший — за их сбыт.

Изготовление — это совершение любых манипуляций с сырьем, содержащим наркотические вещества, с целью выделения этих веществ или придания исходному сырью вида, в котором он становится пригодным для непосредственного употребления.

Тяжесть ч. 2 ст. 228 УК РФ

Статья 228, часть 2 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок 3-10 лет со штрафом до 500 тысяч рублей или в размере дохода виновного за период до 3 лет либо без такового. При вынесении приговора учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства.

К смягчающим обстоятельствам, согласно российскому законодательству, относятся:

  • наличие у подсудимого несовершеннолетних детей;
  • беременность;
  • несовершеннолетие виновного;
  • явка с повинной;
  • активное способствованию раскрытию и предотвращению преступлений, изобличению лиц, совершивших либо намеревающихся совершить преступление;
  • оказание содействия правоохранительным органам в обнаружении имущества, добытого преступным путем.

Суд учитывает также, если преступление было совершено:

  • в результате сострадания другому человеку;
  • по причине стечения тяжелых жизненных обстоятельств;
  • в результате принуждения — физического или психического;
  • в силу служебной или материальной зависимости.

При наличии смягчающих обстоятельств не может быть назначено боле двух третей от максимального наказания, предусмотренного статьей. (Федеральный закон N 420 от 12.12.2011)

К отягчающим обстоятельствам относятся:

  • повторное совершение преступления (рецидив);
  • тяжкие последствия преступления;
  • совершение преступления группой лиц по предварительному сговору;
  • совершение преступления преступным сообществом или организованной группой;
  • особо активная роль при групповом преступлении;
  • использование служебного положения виновным лицом;
  • введение в заблуждение правоохранительных органов при расследовании.

Считается, что преступление совершено также при отягчающих обстоятельствах, если виновный к совершению преступления привлекал лиц:

  • находящихся в состоянии алкогольного опьянения;
  • страдающих психическими заболеваниями;
  • не достигших совершеннолетия.

Условный срок по статье ч. 2 ст. 228 УК РФ

Несмотря на то что преступление, попадающее под квалификацию ст. 228 ч. 2 УК РФ, относится к категории тяжких, по ней возможно назначение условного срока по усмотрению суда. Для этого должны быть выполнены условия:

  • отсутствие непогашенных судимостей и отягчающих обстоятельств;
  • наличие смягчающих обстоятельств;
  • положительные характеристики с места работы и жительства.

При судебном разбирательстве производится оценка степени общественной опасности преступления и собираются данные о личности виновного.

Согласно ст. 61 УК РФ, в качестве смягчающих вину обстоятельств признается:

  • активное содействие органам правопорядка при расследовании преступления, оказание им помощи в изобличении лиц, совершивших или готовящихся совершить преступление;
  • наличие малолетних детей или детей-инвалидов;
  • состояние здоровья самого подсудимого или родственников, находящихся на его иждивении;
  • положительные отзывы о личности подсудимого со стороны соседей, начальства, коллег по работе и пр.

При определении наказания решающую роль способны оказать мотивы совершения преступления — стечение обстоятельств, вынудивших нарушить закон. Будет засчитано, если человек сам явился с повинной и добровольно сдал все имеющиеся у него наркотики, а также оказал содействие правоохранительным органам в пресечении других преступлений в данной области.

В любом случае требуется адвокат, который помог бы собрать всю необходимую документацию, способную смягчить приговор, и обеспечить защиту интересов подсудимого. Самому обвиняемому при подписании любых документов следует быть осторожнее и перед их подписанием внимательно их прочитывать, чтобы не поставить свою подпись под тем, чего не совершал.

При отсутствии умысла, чтобы не попасть под уголовное преследование, также следует обратиться к грамотному адвокату.

Это относится к случаям, когда человеку были наркотики подброшены злоумышленником специально, с целью подведения его под статью, либо найдены средства, не предназначенные для преступного использования (например, препараты, оставшиеся от лечения как самого задержанного, так и кого-либо из его родственников, с которым обвиняемый проживает совместно). При использовании таких средств для лечения по назначению врача нужно строго придерживаться назначенной дозировки и сохранять рецепты.

Источник: https://l-a-w.ru/ugolovnoe-pravo/chast-2-statya-228-uk-rf/

Список изменений в Конституцию РФ в 2020 году: какие поправки анонсированы Президентом Путиным в Послании Федеральному Собранию

Статья Рф 2 2 8 Что Россия Обозначает

Действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году в совершенно иных рыночных и политических реалиях.

По мнению Президента, Основной закон до сих пор справляется со своими функциями и не подлежит кардинальным изменениям, но некоторые положения необходимо привести в соответствие с текущими потребностями и целями развития страны. Изменения, которые предложил В. В.Путин, уже назвали революционными.

Всероссийское ание по поправкам в Конституцию пройдет 22 апреля, в среду.

Хронология

  • 15 января – Президентом предложены поправки в Конституцию. Сформирована рабочая группа для подготовки предложений о внесении поправок. Состав группы можно посмотреть в документе на сайте Кремля.
  • 20 января – законопроект о поправках вынесен на рассмотрение нижней палаты парламента.
  • 23 января – Госдума единогласно приняла в первом чтении президентский законопроект о поправке к Конституции.
  • 03 февраля. Опубликован опрос ВЦИОМа. Около 80% россиян считают поправки, предложенные президентом страны Владимиром Путиным важными и поддерживают их.
  • 11 февраля. Кремль объявит дополнительный выходной для ания по Конституции. Голосование пройдет в среду 22 апреля.
  • 4 марта – предложение принять законопроект во втором чтении с учетом новых поправок.
  • 10 марта – законопроект принят Госдумой во втором чтении.
  • 10 марта – внесение текста законопроекта к третьему чтению.
  • 11 марта – принятие закона Госдумой и его направление в Совет Федерации.

По результатам работы были приняты два важных решения:

  1. Обнуление президентских сроков действующего Президента. Это означает, что после принятия поправок к Конституции РФ и при согласии Конституционного суда РФ нынешний Президент будет иметь возможность вновь дважды избираться на свой пост, согласно действующему законодательству, но без учета его предыдущих президентских сроков. При этом данная поправка не означает отмену ограничения по количеству президентских сроков.
  2. В Конституции РФ появится упоминание бога: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». При этом РФ все так же останется светским государством. Упоминание бога в Конституции не означает наличия официальной государственной религии.

Ознакомиться со всеми изменениями можно на сайте Государственной Думы.

Какие поправки предложил Президент

В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:

  1. Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны. Фактически это означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции. В настоящее время международное право по Конституции выступает составной частью правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, данная поправка направлена на укрепление российского суверенитета.
  2. Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост. Теперь для того, чтобы претендовать на президентский пост, кандидат должен проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Пока же в числе требований к кандидатам в президенты значатся возраст не менее 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.
  3. Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти. Такие запреты предполагается распространить на глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряд других должностных лиц («критически важные» должности). Указанный запрет действует и сегодня, но предполагается закрепить его на конституционном высшем уровне.
  4. Изменение статуса и полномочий Госсовета (действует с 2000 года) и усиление позиций губернаторов. Эксперты полагают, что данный губернаторский институт доказал свою эффективность, в связи с чем его роль и значение нужно повышать. Президент предложил повысить роль губернаторов в процессе принятия значимых для федерального уровня власти решений.
  5. Изменение роли парламента. Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры Председателя Правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании Правительства. Сейчас эти полномочия, которые передаются Парламенту, являются прерогативой Президента. Тем не менее за главой государства сохранится право на отстранение главы Правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также будет сохранено право руководства ВС и силовыми структурами.
  6. Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов. Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.
  7. Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий. Законодательно закреплено условие, по которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Предлагается ввести это правило в Конституцию. Еще одна «косметическая поправка» – это закрепление норм об индексации пенсий и достойного пенсионного обеспечения. Пенсия в настоящий момент индексируется 2 раза в год, но Конституция этот вопрос не регулирует.
  8. Усиление роли Конституционного суда. К новым правам Конституционного суда отнесут право проверки законопроекта на конституционность по запросу Президента.
  9. Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ. Снятие с должности судей такого уровня допускается по представлению Президента и при совершении ими грубых проступков, порочащих честь и достоинство.
  10. Закрепление принципов единой системы власти. Предлагается также убрать ограничение «не более двух президентских сроков подряд» и заменить на «не более двух президентских сроков». Хотя сам Президент подчеркнул, что этот вопрос не является принципиальным. По действующей редакции один Президент не может находиться у власти более двух сроков подряд. Именно это положение Конституции позволило самому В. В. Путину получить пост Президента в третий раз в 2012 году и в четвертый раз в 2018 году.

Президент уже создал рабочую группу по подготовке конституционных поправок, в которую вошли 75 человек.

История изменений Конституции РФ

Действующая Конституция была принята на референдуме в 1993 году. В нем приняли участие свыше 58 млн россиян.

Конституция за время своего действия неоднократно корректировалась. Так, в период с 1996 по 2008 г. в нее были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ, а также их переименованием.

В 2009 году были внесены более существенные коррективы, когда был расширен срок избрания Президента до 6 лет (ранее он избирался на 4 года), а депутатов Госдумы стали выбирать на 5 лет (ранее – на 4 года). Также в обязанности Правительства включили регулярную отчетность перед Госдумой по результатам работы.

В 2014 году в Конституцию внесли изменения, связанные с объединением ВС и ВАС РФ, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя, введением должности федерального сенатора.

В Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент указал на то, что со времени принятия Конституции прошло уже более 25 лет, и текущие российские реалии сегодня изменились. Конституция 1993 года принималась в кризисный период российской истории, который существенно отличается от текущей конъюнктуры.

Хотя налицо ряд острых экономических и социальных проблем, в целом ситуацию в стране можно охарактеризовать, как стабильную.

Именно такие причины Президент озвучил в качестве оснований для изменения Конституции. Озвученные предполагаемые поправки в Конституцию не затрагивают ее базовых основ, поэтому они могут быть утверждены Парламентом.

Но с учетом того, что коррективы предполагают существенное изменение действующей конфигурации политической системы, а также изменение деятельности законодательной и судебной властей, то Президент посчитал необходимым провести всероссийский референдум по вопросам изменения Конституции. Таким образом, В. В.

Путин анонсировал всеобщее ание по конституционным поправкам, которое может состояться уже весной 2020 года.

Бюллетень 1993 года для ания по конституции. Источник: wikipedia.org

Как повлияют поправки на конституционный строй РФ

Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти.

Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В.

Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.

Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции.

Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.

Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы.

С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме.

Проект 2020. Новые законы и последние изменения

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/konstitutsia-rf.html

Статья Рф 2 2 8 Что Россия Обозначает

Статья Рф 2 2 8 Что Россия Обозначает

Нужно отметить, что совершение лицом противоправного деяния в состоянии опьянения вследствие употребления алкоголя, наркотиков, иных одурманивающих веществ не указывает на его невменяемость. Напротив, согласно п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ совершение административного правонарушения в состоянии опьянения относится к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность.

Психические расстройства могут быть подтверждены в том числе, справками медицинских организаций, если соответствующий диагноз был поставлен лицу до совершения противоправного деяния. Наибольшую сложность представляет доказывание временных психических расстройств.

Статья 2

Несмотря на клиническую основу состояния невменяемости, данное понятие является юридическим. Это означает, что определение состояния невменяемости относится к компетенции правоприменительных органов.

Поэтому в заключении эксперта недопустимы суждения и выводы по вопросам, относящимся к исключительной компетенции органа, должностного лица или судьи, в производстве которых находится дело об административном правонарушении (например, вывод о вменяемости или невменяемости).

Следует также учесть, что при решении вопроса о вменяемости или невменяемости лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заключение экспертов-психиатров подлежит тщательной оценке в совокупности со всеми материалами дела.

Второй критерий невменяемости означает отсутствие возможности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (интеллектуальный признак) либо руководить ими (волевой признак).

Юридический критерий носит оценочный характер, связанный с деятельностью правоприменителя. При некоторых психических заболеваниях лицо может критически относиться к своим действиям, но не в состоянии руководить ими.

Поэтому психологическим критерием невменяемости служит наличие хотя бы одного из его признаков (интеллектуального или волевого).

228 статья УК РФ: наказание

При обнаружении наркотических веществ у физического лица бывает очень трудно доказать, что препараты предназначались для сбыта. Люди, которые так или иначе связаны с этой сферой, осведомлены о возможных санкциях, поэтому они будут настаивать на том, что у них не было цели продать вещества, то есть не было намерения сбыть наркотики.

Как уже отмечалось ранее, для квалификации по данной статье имеет значение только количество наркотических средств. Во второй части предусмотрено преступление, совершенное в крупном размере. Таким образом, приобретение, перевозка и другие действия совершаются преступником по отношению к наркотикам, масса которых в несколько раз больше количества вещества в первой части.

Читать еще –>  Какие нужно документы для оформления дарственной на квартиру

Статья 8 Конституции РФ

Рассматриваемый конституционный принцип призван корректировать отношения между органами власти и бизнесом. этого принципа налагает на власть, на государство дополнительные ограничения.

Власть должна быть равноудалена от различных предпринимательских структур и сообществ, в противном случае возникают недопустимые модели взаимоотношений власти и бизнеса, чреватые конфликтом интересов, недобросовестной конкуренцией, неравной защитой различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Нарушением принципа равной защиты являются случаи использования административных рычагов с целью создания льготных условий для ведения предпринимательской деятельности аффилированными с государственной властью бизнес-структурами. Кроме того, этот принцип вводит для государства определенные ограничения степени интенсивности «дирижирования» частными предприятиями.

В п. 4 ст. 212 ГК закреплена норма, вытекающая из конституционного принципа, в соответствии с которой «права всех собственников защищаются равным образом». Полагаем, что эта норма входит в нормативное содержание конституционного принципа неприкосновенности собственности, которое, к сожалению, пока в полной мере не выявлено ни наукой, ни практикой.

Часть 2 статья 228 УК РФ

  • активное содействие органам правопорядка при расследовании преступления, оказание им помощи в изобличении лиц, совершивших или готовящихся совершить преступление;
  • наличие малолетних детей или детей-инвалидов;
  • состояние здоровья самого подсудимого или родственников, находящихся на его иждивении;
  • положительные отзывы о личности подсудимого со стороны соседей, начальства, коллег по работе и пр.

При определении наказания решающую роль способны оказать мотивы совершения преступления — стечение обстоятельств, вынудивших нарушить закон. Будет засчитано, если человек сам явился с повинной и добровольно сдал все имеющиеся у него наркотики, а также оказал содействие правоохранительным органам в пресечении других преступлений в данной области. В любом случае требуется адвокат, который помог бы собрать всю необходимую документацию, способную смягчить приговор, и обеспечить защиту интересов подсудимого. Самому обвиняемому при подписании любых документов следует быть осторожнее и перед их подписанием внимательно их прочитывать, чтобы не поставить свою подпись под тем, чего не совершал.

Статья 2 УК РФ

2. Часть 1 коммент.

статьи называет в качестве задач УК РФ следующие пять их групп: 1) охрана от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина, собственности; 2) охрана от преступных посягательств общественного порядка и безопасности и примыкающая к этой задаче охрана окружающей среды; 3) охрана от преступных посягательств конституционного строя РФ; 4) обеспечение мира и безопасности человечества; 5) предупреждение преступлений.

Читать еще –>  Купить долю в квартире за материнский капитал

2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Статья 2.8. Невменяемость

Статья Рф 2 2 8 Что Россия Обозначает

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Комментарий к ст. 2.8 КоАП

Невменяемость, в отличие от крайней необходимости, не исключает противоправности деяния, исключает привлечение лица, совершившего правонарушение в состоянии невменяемости, к административной ответственности.

Невменяемость характеризуется двумя критериями: 1) медицинским (биологическим) и 2) юридическим (психологическим). Каждый из критериев, в свою очередь, имеет несколько признаков – четыре для медицинского критерия (хроническая душевная болезнь, временное расстройство душевной деятельности, слабоумие, иное болезненное состояние) и два – для юридического (интеллектуальный и волевой).

Психологический (юридический) критерий невменяемости включает отсутствие у лица способности отдавать себе отчет в своих действиях (интеллектуальный признак) или руководить ими (волевой признак). Для наличия психологического критерия достаточно одного из этих признаков.

Интеллектуальный признак свидетельствует о том, что лицо, совершившее то или иное конкретное вредное действие, не осознавало фактический характер и противоправность своих действий (бездействия). Волевой признак психологического критерия невменяемости состоит в неспособности лица руководить своими действиями.

Это самостоятельный признак, который и при отсутствии интеллектуального признака может свидетельствовать о наличии психологического критерия невменяемости.

Практика свидетельствует о том, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, при определенном состоянии психики может отдавать себе отчет в своих действиях, у него “сохраняется формальная оценка событий, их понимание, но снижается, а иногда утрачивается способность удержаться от поступка, руководить своими действиями” . В таких случаях на основании одного волевого признака можно судить о наличии психологического критерия невменяемости. С другой стороны, неспособность отдавать себе отчет в своих действиях (интеллектуальный признак) всегда свидетельствует о наличии волевого признака – неспособности руководить этими действиями и, следовательно, о наличии психологического критерия невменяемости.

——————————–

Морозов Г.В., Печерникова Т.П., Шостакович Б.В. Методологические проблемы вменяемости – невменяемости // Проблемы вменяемости в судебной психиатрии. М., 1983. С. 9.

Доктрине еще известен эмоциональный признак психологического критерия невменяемости, который не находит своего отражения в законодательстве.

Объясняется его отсутствие в формуле невменяемости тем, что расстройство эмоциональной сферы в сильной степени сопровождается расстройством интеллекта или воли либо того и другого одновременно.

Поэтому, когда возникает серьезное расстройство эмоциональной сферы, по общему правилу обнаруживаются интеллектуальный или волевой признаки психологического критерия .

——————————–

Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987. С. 115.

Для признания лица невменяемым необходимо наличие хотя бы одного признака медицинского критерия в сочетании с хотя бы одним признаком юридического критерия.

Наличие только психического расстройства без отсутствия способности лица отдавать себе отчет в своих действиях либо руководить ими, равно как и наличие признака юридического критерия без его обусловленности болезненным расстройством психики (например, если лицо находится в состоянии физиологического аффекта либо в состоянии опьянения), не позволяет говорить о невменяемости, и такой субъект должен нести административную ответственность.

Невменяемость в административном праве устанавливается на момент совершения административного правонарушения. Установление его возлагается на органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении. Обязательное участие в этом принимают эксперты-психиатры.

Судебная практика по статье 2.8 КоАП

Постановление Верховного Суда РФ от 23.06.2017 N 10-АД17-2

Согласно статье 2.

8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Источник: https://koapru.ru/statja-2.8/

Как менялась статья 282 Уголовного кодекса РФ

Статья Рф 2 2 8 Что Россия Обозначает

ТАСС-ДОСЬЕ.

19 декабря Государственная дума РФ приняла в третьем, окончательном чтении пакет законопроектов о частичной декриминализации статьи 282 Уголовного кодекса РФ (“Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства”), устанавливающей ответственность за экстремизм. Эту инициативу внес на рассмотрение нижней палаты президент РФ Владимир Путин в начале октября 2018 года.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этой статье и планах по ее частичной декриминализации.

История, первоначальный вариант статьи

Статья 282 существовала в Уголовном кодексе РФ с момента его принятия (кодекс был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 13 июня 1996 года). В исходной редакции она носила название “Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды” и вводила две степени ответственности за эти действия.

Если их совершали публично или через средства массовой информации (первая часть статьи), такие деяния наказывались штрафом, ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

Возбуждение розни, совершенное с применением насилия или угрозой его применения, организованной группой или с использованием служебного положения (вторая часть), наказывалось лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

В целом содержание 282-й статьи в первоначальной редакции соответствовало статье 74 ранее действовавшего Уголовного кодекса РСФСР 1960 года. “Нарушение равноправия граждан по признаку расы, национальности или отношения к религии”.

Статья 282 была призвана реализовать пункт 2 статьи 29 Конституции РФ, согласно которому “не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства”.

Поправки 2002-2003 годов

29 апреля 2002 года президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект “О противодействии экстремистской деятельности”, в котором было дано определение понятию “экстремизм”, предусматривался запрет на нацистскую символику и так далее.

Вместе с проектом закона рассматривались соответствующие поправки в Уголовный кодекс. 27 июня того же года документы были приняты Госдумой, 25 июля – подписаны президентом РФ.

В рамках поправок появились две новые статьи УК: 282-1 “Организация экстремистского общества” и 282-2 “Организация деятельности экстремистской организации”. Также сменилось название статьи 280.

Если ранее она именовалась “Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации”, то с 2002 года носит название “Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности”.

8 декабря 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал крупный блок поправок в УК РФ, которыми, в частности, полностью изменялось название и содержимое 282-й статьи. Она была переименована в “Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства”.

Было введено наказание за возбуждение ненависти либо вражды или унижение достоинства человека не только по признаку национальной, расовой или религиозной принадлежности, но и пола, языка, происхождения, принадлежности к социальной группе.

Наказание при этом в целом было смягчено: за действия, совершенные публично или через СМИ, максимальное наказание составило не четыре, а два года лишения свободы. Убран минимальный порог лишения свободы за действия, совершенные с применением насилия, организованной группой и так далее.

В качестве возможной меры наказания также были введены исправительные работы.

С тех пор текст основной статьи 282 не менялся. Законом от 28 июня 2014 года была добавлена статья 282-3 “Финансирование экстремистской деятельности”.

Статьи с 275-й по 282-ю УК РФ относятся к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства.

Правоприменение, критика

Официальных сведений о количестве осужденных по статье 282 за все годы нет.

По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, всего в 2003-2007 годах за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и по экстремистским статьям (275-282) были осуждены 276 человек. В 2008-2010 годах их число достигло 925 человек, с 2011 года – 1 647, в том числе в 2017 году – 646.

В 2017 году по статье 282 был осужден 571 человек. Из них у 461 статья 282 была главным составом преступления, у 110 – дополнительным. Оправданы трое, в 99 случаях уголовные дела прекращены, 46 человек, обвинявшихся по этой статье УК, признаны невменяемыми.

В декабре 2018 года в Генпрокуратуре РФ сообщили, что за истекший период было возбуждено 762 дела по 282-й статье, в первом полугодии по ней был осужден 381 человек, в том числе 29 несовершеннолетних.

Среди лиц, в разные годы преследовавшихся или осужденных по статье 282, – журналисты, политики Антон Носик, Константин Крылов, Игорь Артемов и другие.

В разные годы статья 282 УК РФ неоднократно подвергалась критике. По мнению ряда правозащитников, ее положения можно трактовать слишком широко.

В частности, в 2018 году вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев (ЛДПР), вносивший законопроект об амнистии всех осужденных по части деяний этой статьи и ее декриминализации, заявлял, что с помощью 282-й статьи наказывают за “мыслепреступления”. По словам лидера ЛДПР Владимира Жириновского, статья является “лишней” и ее необходимо убрать из УК РФ.

Широкий резонанс в СМИ получили сообщения об уголовных делах по статье 282 в отношении интернет-пользователей, которые делали репосты или ставили “лайки” материалам, имеющим экстремистский характер.

К дискуссии о смягчении и частичной декриминализации закона в 2018 году присоединился президент РФ Владимир Путин. В ходе прямой линии 7 июня глава государства согласился, что ситуацию с применением статьи 282 Уголовного кодекса нельзя доводить “до маразма и абсурда”.

Частичная декриминализация

3 октября 2018 года президент РФ Владимир Путин внес в Государственную думу РФ законопроект “О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации” и связанный с ним проект федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что изменения нужны “в целях исключения привлечения к уголовной ответственности за деяния, совершенные однократно и не представляющие серьезной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства”.

В первом чтении законопроект был принят Госдумой 15 ноября, во втором – 18 декабря (оба раза – единогласно).

В соответствии с законопроектом, первая часть статьи переводится в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Административная ответственность предусматривается в этих случаях в виде штрафа для граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс.

рублей, или обязательных работ на срок до 100 часов, или административного ареста на срок до 15 суток, а для юридических лиц предусматриваются штрафные санкции в размере от 250 тыс. до 500 тыс. рублей.

Если такое правонарушение в течение года совершается повторно, будет сохранена уголовная ответственность по статье 282 УК РФ, предполагающей наказание вплоть до лишения свободы на срок от 2 до 5 лет. 

Источник: https://tass.ru/info/5930296

Правовая основа режима самоизоляции: комментарии эксперта

Статья Рф 2 2 8 Что Россия Обозначает

Самоизоляция или ЧП: кто заплатит по счетам?

Режим всеобщей самоизоляции со всеми вытекающими запретами, введенный в Москве и ряде регионов России, не вполне соответствует нормам законодательства.

При этом меры, принятые в Татарстане и Башкирии, имеют под собой юридическую основу, считает политолог Карина Горбачева. Ситуация способствовала быстрому принятию ряда законопроектов в Госдуме.

В колонке, написанной специально для «Реального времени», Горбачева рассуждает, чем государству выгодна «самоизоляция» и почему в стране не вводят режим чрезвычайного положения.

30 и 31 марта регионы ввели у себя режим самоизоляции. Локомотивом стали Москва и Московская область, которые первыми ввели режим повышенной готовности, а спустя время его ужесточили ограничениями, охватившими всех его жителей.

Напомним, что еще 26 марта в Москве не покидать свои жилища предписывалось только пожилым людям в возрасте от 65 лет. А уже 29 марта были введены изменения в указ Сергея Собянина, которые обязывают всех граждан не покидать место проживания и дистанцироваться в местах, где граждане пребывают совместно в связи с их деятельностью.

В понедельник глава правительства Михаил Мишустин призвал всех губернаторов последовать примеру Москвы и Московской области, и вот уже ко вторнику почти половина субъектов ввела у себя аналогичные меры.

Попутно во всех регионах разрабатывается система пропусков для работников предприятий, которые продолжают ходить на работу, и система контроля за перемещением граждан (первая подобная система была запущена 1 апреля в Татарстане).

Однако столь быстрое развитие событий не помешало юристам и аналитикам успеть заметить, что правовая основа данных мер достаточно неопределенна.

Фото Максима Платонова Еще 26 марта в Москве не покидать свои жилища предписывалось только пожилым людям в возрасте от 65 лет. А уже 29 марта были введены изменения, которые обязывают всех граждан не покидать место проживания и дистанцироваться в местах, где граждане пребывают совместно в связи с их деятельностью

Самоизоляция и режим повышенной готовности

Указ мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», принятый в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, стал основой для аналогичных указов глав регионов в остальных регионах России. Однако на момент его подписания и многочисленных редакций он был отнюдь не бесспорным с юридической точки зрения.

Так, с одной стороны, он опирается на ч. 6 ст. 4 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в соответствии с ним устанавливает режим повышенной готовности. При этом п. «а» ч. 10 ст.

4 данного закона допускает при введении такого режима ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

В связи с этим меры по ограничению передвижения по территории, вводимые Указом Собянина, как и нормативными правовыми актами, например, в Башкортостане и Татарстане, имеют юридическую основу.

Заметим, что меры эти разнятся — так, в Москве продолжает работать общественный транспорт, тогда как в Татарстане межмуниципальные перевозки остановлены, а в Башкирии и вовсе введен запрет на въезд личного транспорта, не зарегистрированного на территории муниципальных районов и городских округов. Однако есть и точка зрения, что в законе подразумевается не запрет на передвижение внутри города, а закрытие въездов и выездов на территорию ЧС.

С другой — ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предполагает также режим чрезвычайной ситуации при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации. Однако Указ мэра Москвы, а также указы глав регионов и постановления региональных правительств вводят именно режим повышенной готовности.

И хотя многие граждане сочли меры, принятые органами власти, допустимыми при режиме чрезвычайной ситуации и высказываются о неправильном наименовании введенного режима, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является правовой основой только для осуществления мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина.
Многие граждане сочли меры, принятые органами власти, допустимыми при режиме чрезвычайной ситуации и высказываются о неправильном наименовании введенного режима

Таким образом, закон, на который ссылается принятый в Москве Указ, ставший образцом для подписания аналогичных документов в регионах, не содержит в себе оснований для введения полного спектра мер по ограничению прав людей. И хотя введение этих ограничений считается оправданным, следует понимать, какие же нормативные правовые акты могут действительно стать правовым основанием для них.

Самоизоляция, Конституция и чрезвычайное положение

Статья 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, а статья 56 ч. 1 уточняет, что эти ограничения могут быть установлены в условиях чрезвычайного положения.

понятия «чрезвычайное положение» раскрыто в ФКЗ-3 «О чрезвычайном положении», который устанавливает, что это есть особый правовой режим деятельности, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

В качестве обстоятельств, при которых может быть введен режим чрезвычайного положения, указываются, например, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии.

Особенность режима чрезвычайного положения в том, что он вводится президентом РФ и затем утверждается Советом Федерации. Однако этот режим имеет и некоторые другие важные особенности. Одной из важнейших особенностей этого режима является то, что в соответствии с ч. 2 ст. 29.

2 ФКЗ-3 «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Фото Ильи Репина Текущие указы глав регионов приостанавливают хозяйственную деятельность огромного множества экономических субъектов, при этом малый и средний бизнес не был избавлен от обязанности выплачивать зарплаты и налоги

Именно эту особенность режима чрезвычайного положения, а именно обязанность государства возмещать материальный ущерб от обстоятельств введения данного режима, называют в качестве причины, почему возникла путаница с правовой основой вводимых ограничений прав граждан.

Учитывая, что текущие указы глав регионов приостанавливают хозяйственную деятельность огромного множества экономических субъектов, при этом малый и средний бизнес не был избавлен от обязанности выплачивать зарплаты и налоги, можно представить, какая нагрузка ляжет на бюджет государства в случае введения чрезвычайного положения. При этом уже введенный режим повышенной готовности, или по-простому «режим самоизоляции», не гарантирует возмещение материального ущерба вследствие введения мер по предотвращению чрезвычайной ситуации.

Поправки в законодательство

Стоит обратить внимание, что параллельно развитию ситуации с коронавирусом COVID-19 в течение двух дней были приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом поправки в законы.

Принятые изменения, в частности, изменения в ФЗ-68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» уточняют, что чрезвычайная ситуация — это также «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих» (раньше максимально подходящим понятием в ст. 1 этого закона было словосочетание «иные бедствия»).

Кроме того, поправки дают полномочия правительству напрямую вводить режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на федеральном уровне.

Также правительство наделяется правом, в случае чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы заболевания, представляющего опасность для окружающих, устанавливать ограничения (но не более чем на 90 дней) на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями. Таким образом, принятые изменения создали возможность для юридического обоснования некоторых ограничений, которые уже введены на территории страны.

Пока общество пытается осознать происходящее и надеется на введение режима чрезвычайного положения, которое, по его мысли, узаконит принятые ограничения и даст какую-никакую компенсацию населению, государство работает над законодательством, создавая себе правовые возможности для обоснования вводимых мер. Мер, которые являются новшествами в юридической реальности страны, во всех ее регионах.

ОбществоВласть БашкортостанТатарстан

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/170518-samoizolyaciya-i-zakonodatelstvo-rossii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.