Программа по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Содержание

Программа по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Программа по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

14.09.2018

Исследователи, занимающиеся социальными и биологическими проблемами, различными аспектами адаптации, устанавливают, как правило, три уровня адаптации: организменнои, популяционной и социальной.

Причем, социальность трактуется не только в традиционном понимании (приспособление человека к условиям социальной среды), но и специфически, как устойчивые, высокой сложности общности связи в животном мире, которые обеспечивают животным выживание в условиях взаимодействия.

Понятие ограниченность тесно связано с потерей трудоспособности. «Нетрудоспособность — это ограниченность конкретного индивида, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или мешает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов». (42, с.46)

Программа социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья «Дни добра»

Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей.

В Белгородской области проживает 4350 семей, воспитывающих 4367 детей с инвалидностью (по данным на 2013 год).

В области проводится системная работа, направленная на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, созданию условий для обеспечения развития и обучения детей-инвалидов, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни, интеграции в общество.

В течение последних лет сохраняется тенденция сокращения числа детей-инвалидов. Если в 2009 году в области проживало 5222 ребенка-инвалида, то к 2013 году их число уменьшилось на 18 % и составляет 4306 человек.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском

7 7 Преимущества метода групповой работы (К. Рудестам): Групповой опыт помогает решению межличностных проблем. Человек избегает замыкания в себе со своими трудностями, обнаруживает, что и другие переживают сходное чувство.

Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безответную обратную связь. В группе отлично понимают почти то же самое.

В группе человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений, «применять» новые модели поведения, научиться по-новому, относиться к себе и другим людям.

Метод групповой работы облегчает процесс самораскрытия, самоисследования и самопознания, что позволяет понять себя (и других) и повысить уверенность в себе.

6 Используемые методы Беседы и анкетирование, тестирование семьи ребенка. Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые. Проведение конкурсов и развлечений, тренингов совместно с родителями. Индивидуальные и групповые занятия с детьми. — Сказкотерапия; — Интерактивные игры; — Игры драматизации; — Песочная терапия; — Арт-терапия. 6

В Древней Руси для развития физической силы, ловкости, выносливости и решительности в народе широко применялись борьба и кулачные бои. Ими увлекалась не только молодежь, но и взрослые.

Веками складывались приемы и способы борьбы. Противники обычно обхватывали друг друга скрестно. Применялись и другие способы захватов. В числе приемов употреблялись подбивы и подножки.

Борьба считалась законченной, когда один из противников оказывался на земле.

В программу большого спортивного праздника, организованного кружком в 1895 г., на котором, благодаря бесплатному входу, присутствовало около 10 000 зрителей, помимо велосипедных гонок, вошли бег на разные дистанции, прыжки в длину с разбега, бег с барьерами, метание мяча и чугунного ядра. Кружок стал центром развития легкой атлетики в России.

Проект на тему: Проект — Социальная защита детей с ограниченными возможностями»

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые потребности.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы.

Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые потребности.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы.

Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различия. В настоящее время в Республике Крым проживает более 4 тыс.

детей и подростков с 3 до 18 лет, являющихся детьми с особыми потребностями. Из них 70% обучается в общеобразовательных учебных заведениях, большинство из них на индивидуальном обучении. В данное время в Воинской школе обучаются 7 детей-инвалидов и 12 детей находящихся на индивидуальном обучении.

По сравнению с прошлым годом детей с ограниченными возможностями стало все больше и каждый из них нуждается в социальной защите. Проводимая в настоящее время политика по отношению детей с ограниченными возможностями — результат развития общества в течение последних двухсот лет. Во многих отношениях эта политика является отражением общих условий жизни и социально-экономической политики, проводимой в разное время. Однако инвалидность имеет много характерных для нее черт, которые повлияли на условия жизни детей с ограниченными возможностями. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх — вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей детей с ограниченными возможностями и вели к их изоляции.

Об областной целевой программе социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, их социальная адаптация и подготовка к самостоятельной жизни в обществе на 2013 — 2015 годы (утратило силу на основании постановления правительства еврейской автономной области от n 577-пп)

3. Значительная часть жителей г. Биробиджана, Облученского и Октябрьского муниципальных районов Еврейской автономной области отметили необходимость содействия в оформлении документов (для установления инвалидности ребенку) и необходимость в предоставлении социально-психологических услуг (консультирование, тестирование, диагностирование, индивидуальные задания и тренинги).

1. Более 400 детей-инвалидов и детей до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья. 2. 300 родителей (лиц, их заменяющих) детей-инвалидов. 3.

50 специалистов медицинских, социальных, образовательных учреждений, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги детям-инвалидам. 4.

7 общественных организации Еврейской автономной области и 40 волонтеров, оказывающих помощь детям-инвалидам.

5. 100 детей сверстников детей-инвалидов и их родителей

Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования

Вступление в силу нового закона «Об Образовании в Российской Федерации» требует введения в деятельность общеобразовательного учреждения (работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) нового направления — разработку адаптированной образовательной программы (далее — Программа).

Эта ситуация обусловила реальную необходимость создания методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание Программы.

Данный «Порядок» призван помочь специалистам в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней.

В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

Детям-инвалидам, обучающимся в общеобразовательных школах, сложнее, чем их ровесникам усвоить программу обучения в силу ограниченных возможностей здоровья, частых перерывов по болезни. Как показывают данные исследования, они часто пропускают занятия и ходят в школу нерегулярно.

На массовые школы приходится 55% детей, требующих посторонней помощи и ухода по медицинским показаниям, тем более, это касается детей, обучающихся «надомно». Основная нагрузка по уходу за детьми-инвалидами школьного возраста ложится на плечи родителей, а не специальных учреждений.

Если понимать ребенка-инвалида как субъекта социальной адаптации, предпринимающего намеренные усилия, овладевающего специфическими навыками, стремящегося как можно полнее влиться в социальную жизнь, преодолеть трудную жизненную ситуация, то удобнее всего помогать ему, выстраивая социальную работу в русле психологоориентированных моделей социальной работы.

Технологии социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Здоровья. Личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностям здоровья. Его профессиональная компетентность. Морально этические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реферат. Объектом данной дипломной работы является социальная работа с детьми с ограниченными возможностями Предмет особенности организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями Целью работы является изучение особенностей организации социальной.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Работа по программе показала, что включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков.

Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

Составление индивидуальной программы развития ребенка строится на результатах наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах.

Наш опыт показал, что, более плавная адаптация ребёнка к условиям пребывания в детском саду происходит, если он первоначально посещает вечерние индивидуальные полуторачасовые занятия в развивающей среде с воспитателем и учителем – дефектологом. Особенно это актуально для детей со сложными и смешанными дефектами.

Дальнейшая схема посещения ребенком детского сада выстраивается в зависимости от его возможностей и сложности отклонения в здоровье: он может посещать детский сад от 1,5 до 4 часов либо весь день, или же оставаться в режиме индивидуальной работы со специалистами.

В современной социокультурной ситуации в стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы.

Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.

Программа по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями Ссылка на основную публикацию

Источник: https://firstjurist.ru/avtorskoe-pravo/programma-po-sotsialnoj-adaptatsii-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami

Социализация детей с ОВЗ

Программа по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Согласно Л.С.

Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.

Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир.

В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Купить

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.

Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других.

Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

1. Естественно-культурные:

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.

2. Социально-культурные:

  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, — и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет — самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки.

Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет — тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: — как реагировать на детские фантазии и истерики; — как хвалить и поощрять ребенка; — как выбрать детский сад и школу; — как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; — как решить проблему нарушения пищевого поведения; — как помочь ребенку адаптироваться в школе; — как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!

Купить

В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио».

Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых.

«Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса.

Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

Пример «портфолио»: Тюляева Т. И. «Портфолио ученика», или папка личных достижений 5-11 классы” Методическое пособие

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/sotsializatsiya-detey-s-ovz/

Образовательные программы для инвалидов в России в 2020 году

Программа по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Инвалидами называют людей, у которых имеется физическое или психическое отклонения от нормы. Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу, которая присвоит группу, данное правило действует для людей старше 18 лет.

В случае если ребенок является инвалидом, то группа ему не присваивается до 18 лет. Инвалидам, вне зависимости от возраста необходимо необходимы адаптационные программы, которые способствуют обычному уровню жизни.

В рамках данной статьи мы поговорим об образовательных, адаптационных программах для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют место быть в определенном возрасте.

Что такое адаптационная программа

Адаптационной программой называют комплекс мероприятий, направленных на восстановление личности инвалида в обществе, а также на установление контакта с людьми разного возраста вне зависимости от особенностей.

Для этого в настоящее время имеется множество программ, которые имеют одни единые цели, но скорректированы непосредственно под инвалида.

В детской инвалидности присущ термин инклюзия, который своей деятельностью приравнивает инвалида и здорового ребенка, но тем не менее подводит обычного ребенка к мысли о помощи нуждающемуся.

Сам термин «инклюзия» в переводе с изысканного французского языка означает «включающий в себя», в педагогике термин означает появление классов где могут быть как дети инвалиды, так и здоровые. Инклюзия актуальна не только в школах, но и детских садах и других учебных заведениях.

Программа «Доступная среда»

Одна из самых популярных программ, которая действует на государственном уровне. Данное программа полюбилась безусловно всем, кто ознакомился с ней.

Важно! Из 146 000 000 жителей Российской Федерации, к сожалению 9% имеют инвалидность, часть которой появилась в детском возрасте.

Программа «Доступная среда» действует с 2011 года, соответственно уже практически 8 лет. За это время проведено много работы, которая дает свои плоды в настоящее время. Пока в государстве подписан законопроект о действии данной программы до 2025 года.

«Доступная среда» в 2020 году
Цели
Условно цели можно разделить на:Основные                                           Дополнительные.
1Создание законопроекта, который повысит уровень жизни инвалидов в социальной сфереУвеличение объектов, которые будут оказывать помощь, связанную с здоровьем:v  Реабилитационные центры, в которых имеется всё необходимое оборудование;v  Оздоровительные центры, которые повышает уровень здоровья
2Увлечение бюджета, который должен быть направлен на всесторонне развитие данной программыОбщение с самими инвалидами в целях выявления необходимых объектов, которые будут улучшать качество жизни
3Введение в эксплуатацию новых объектов недвижимости, которые будут направлены на повышение уровня образования
4Профессиональная подготовка кадрового состава, который будет готов к взаимодействию с инвалидами разного возраста. Подготовка моет быть выражена в:v  обучении новой профессии (актуален в том случае если человек до этого времени имел совсем иную профессию, которая не связана с социальной, образовательной, медицинской сферой);v  повышение квалификации (используется только тогда, когда человек имеет например образование воспитателя детей дошкольного возраста, а для взаимодействия с детьми-инвалидами ему необходимо пройти повышение квалификации).
5Всяческое взаимодействие государственных органов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
6Трудоустройства граждан с инвалидностью (разумеется в том случае, если есть желание) на официальную работу.
7Обеспечение медицинский учреждений, которые помогают инвалидам необходимыми оборудованиями, лекарствами.

Важно! Программа направлена на плотное взаимодействие граждан и государства, где от первых ожидают предложений по улучшению качества жизни, а от вторых финансирования и иной помощь.

Финансирование программы действует в совокупности федерального и регионального бюджета. В настоящее время существует такое правило выделения денежных средств на развитие программы:

  1. Республика Крым и Севастополь получают поддержку в виде 95%, а остальные 5% добавляют из регионального бюджета. На такой высокий процент оказывает влияние общее количество дотаций, в данном случае она ниже 40%;
  2. В других городах помощь выделяется не больше 70%.

В 2020 году на развитие программы планируется выделить около 55 000 000 рублей, что является достаточно крупной суммой.

Задачи, которые планируют достичь с помощью внедрения данной программы
ЗадачаПояснение
1Доступ к объектам в сфере обслуживанияК сожалению, не всегда человек с ограниченными возможностями здоровья может войти в необходимое место.Например, если раньше существовали магазины, торговые центры доступ, к которым инвалидам колясочникам не осуществлялся, то сейчас практически везде есть пандусы, которые не препятствуют для самостоятельного въезда. В случае если установить пандус невозможно есть кнопки, при помощи которых люди могут вызвать сотрудника магазина, который поможет войти.Сюда можно отнести не только пандусы, но и ограждения подъемников, которые выступают поручнями, а так же держатели, которые установлены в санитарных узлах.
2Бесплатная медицинская помощьПредставлена в виде:v  лекарств, в которых нуждается инвалид;v  путевок в санаторий;v  Право на получение помощи профильных специалистов с выездом на дом, если возможность самостоятельного посещения отсутствует.
3Занятость граждан с ограниченными возможностями здоровьяДанная задача подразумевает в себе достаточно много подпунктов:1.       Трудоустройства инвалидов, который только получил специальность;2.       Обучение инвалидов;3.       Переквалификация лиц с ограниченными возможностями, используется тогда, когда прежняя должность инвалида не соответствует его физическому состоянию.
4Получение инвалидностиОбъективность медико-социальной экспертизы, которая при объективном ухудшении здоровья должна дать группу следую.Если у человека была вторая группа, а с момента медико-социальной экспертизы самочувствие ухудшилось (это подкреплено медицинскими документами), то после осмотра и проверки документов ему следует присвоить первую группу.

Первоначальное появление программы стало серьезной задачей для государства по ее внедрению Некоторые люди сомневались в её эффективности, однако спустя 7 лет можно отметить полученные итоги, на которых не планируют останавливаться:

  1. Появление квотируемых рабочих мест;
  2. Увеличение реабилитационных центров;
  3. Участие в разнообразных мероприятиях;
  4. Появление светофоров, которые обладают не только световым эффектом, но и звуковым;
  5. Установка в общественных транспортах мобильного пандуса;
  6. Появление некоторых каналов на телевидении, которые сопровождаются сурдо-переводом.

Программа адаптации детей-инвалидов в детском саду «Мы вместе»

Если включить программу уже в дошкольном возрасте, можно избежать многих проблем в школе Детям в раннем возрасте гораздо легче привить помощь к нуждающемуся и объяснить почему другой ребенок носит очки или передвигается на коляске.

Участниками программы является не только педагогический коллектив детского сада, но и сами дети с родителями. Внедрение программы достаточно сложный процесс и требует колоссальную работу как педагогам, так и родителям.

Программа работает в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Ханты-Мансийска.

Цели и задачи программы
ЦельЗадачи
1Создание максимальных положительных условий для развития ребенка-инвалидаОрганизовать первоначальную адаптацию детей
2Повышение уровня образовательной подготовкиИсследовать первоначальные возможности всех детей в группе
3Разработка методик, которые будут направлены на развитие детей

Программа функционирует только один год, и с момента внедрения уже имеется положительный эффект, который выражен в виде привыкания детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети самостоятельно, без подсказки воспитателя оказывают помощь и помогают в выполнении определенных заданий.

Детский сад государственного образца, поэтому оплата свыше той, которая положена за питание не взымается. В среднем сумма за питание по городу Ханты-Мансийску – 3380 рублей.

Адаптационная программа «Школа – территория для всех»

Программа «Школа – территория для всех» функционирует в городе Томске, в 34 школе государственного образца. Обучение в школе бесплатное, оплачивается только питание, продленка и дополнительные занятие, если они необходимы.

Целью программы является: поддержание инклюзивного образования и внедрение социальных условий.

Как и у любой программы имеются задачи:

  1. Приобретение необходимого оборудования для детей-инвалидов;
  2. Профессиональная подготовка педагогов, которые находятся в штате;
  3. Повышение толерантности у здоровых детей по отношению к инвалидам.

Частная школа «Морозко»

В городе Москва функционирует школа «Морозка», которая сочетает образовательный процесс здоровых детей и инвалидов. В данном случае родители могут выбрать самостоятельную форму обучения:

  1. Очная – ребенок посещает школу;
  2. Заочная – на дом приходит педагог.

Школа имеет поддержку Департамента образования города Москвы и имеет аккредитацию.  «Морозко» предлагает родителям:

  • Небольшие классы, где из 10-12 человек всего 3-4 инвалида;
  • Группы подбираются исключительно по первоначальному тестированию, соответственно классы создаются по умственным показателям;
  • Питание 4 раза, исключительно здоровое;
  • Дополнительные возможности в виде (физкультуры, массажа, посещения логопеда).

График работы с 8 утра до 8 вечера, стоимость обучения по заочной форме – 8000 рублей, очная – 17 000 рублей.

Адаптационная программа при осуществлении трудовой деятельности

Некоторым данная программа, покажется неуместной так как люди осуществляющие трудовую деятельность вместе с инвалидом уже взрослые и должны отдавать отчет в своих действиях.

Программа адаптации персонала используется в городе Екатеринбург в компании АО Газпром газораспределение.

Адаптационная программа необходимо не только инвалиду при трудоустройстве в новый коллектив, а даже и обычному человеку.

Цели и задачи адаптационной  программы
ЦелиЗадачи
1Сама адаптация, которая должна быть успешной по отношению к инвалидуВведение работник в обязанности
Психологические игры и методики, направленные на осуществление взаимодействий инвалида и других работников.

Адаптацию на месте работы можно разделить на такие этапы как:

  1. Подготовительный – знакомство человека с ограниченными возможностями здоровья с рабочим коллективом, которые должны помогать ему на началах;
  2. Теоретический – знакомство с должностной инструкцией и обязанностью инвалида;
  3. Практический – выполнение обязанностей на практике;
  4. Заключительный – подведение итога.

В данном случае адаптация тоже бесплатна, так как в результате заинтересована сама компания.

Мнение эксперта

«Доступная среда» одна из популярных программ в наше время. С помощью ее введения можно решить множество проблем инвалидов, которые нуждаются в этом. Что для нас кажется легким, то для инвалида может быть невозможным, именно поэтому я буду ать за продолжение программы после 2025 года.

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Голикова Т.А.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Необходимо ли инвалиду оплачивать денежные средства для получения адаптационной программы?

Ответ: Если это государственные программы, то финансированием является федеральный и региональный бюджет, в таком случае оплачивать ничего не нужно.

Однако есть те образовательные программы, которые используются в частных центрах (детских садах, разливательных учреждениях, школах) в таком случае необходимо вносить оплату.

И даже в таком случае оплата не будет являть за саму программу, а лишь за посещение частного центра.

Вопрос №2 Если в школе имеется программа адаптации детей инвалидов, могу ли я как родитель с ей ознакомиться?

Ответ: Если школа государственная, то там действует программа, которая соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам. Иные программы не имеют право на существование в школах государственного образца. В любом случае руководитель школы не будет против ознакомления с программой, так как ничем не рискует.

Распространенные ошибки

Ошибка Другие дети, которые получают образование в классе с инвалидами будут получать меньше знаний

Источник: https://pravo-invalida.ru/adaptacionnye-obrazovatelnye-programmy-dlya-invalidov-v-rf/

Я — гражданин. программа для лиц с овз

Программа по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Программа  по социально — бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации для лиц с ограниченными возможностями «Я – гражданин». Автор  Никулина Е.А. – специалист  по комплексной реабилитации государственного автономного учреждения Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат».

Пояснительная записка

Современный мир быстро меняет свое лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в воспитании и развитии способствует также созданию новых адаптивных коррекционных    программ    по   социально – бытовой    адаптации и социально – средовой реабилитации в психоневрологических   интернатах.

Реабилитация граждан – инвалидов в настоящее время рассматривается как система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, в целях: социальной адаптации инвалидов, достижения ими самостоятельности,  материальной и иной независимости и интеграции в общество.

Рабочая   программа   «Я – гражданин» по   социально – бытовой  адаптации и социально – средовой реабилитации представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем реабилитационного курса, тематический план,  требования  к  личностным результатам получателей социальных  услуг  по  каждому разделу программы. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности. Программа предназначена для граждан – инвалидов и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей получателей социальных услуг, линейного уровня их знаний и умений (высокий, средний, низкий уровень), местных условий.

Понятийный аппарат программы

Социально – бытовая адаптация включает в себя:

— информирование и консультирование инвалида по вопросам социально – средовой и социально – бытовой реабилитации и адаптации;— «адаптивное» обучение инвалида по вопросам передвижения ближайшего окружения;— обучение инвалида персональному уходу (самообслуживанию), персональной сохранности, овладению социальными навыками;

— обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими.

Социально – средовая реабилитация включает в себя:

— обучение общению;— социальной независимости (самостоятельности);— использование трудовых возможностей и обучение доступным профессиональным навыкам;

— оказание помощи в решении личных проблем.

Прежде, чем назначить мероприятия по реабилитации, необходимо провести диагностику возможностей гражданина – инвалида по выполнению действий по самообслуживанию, общению, способов передвижения (начальная диагностика). Проводятся пробы на выполнение бытовых операций по самообслуживанию (умывание, причесывание, одевание, уборка, уход за одеждой и обувью).

На основании проведенных  проб, визуального наблюдения, текущего опроса, качество восприятия информации, с учетом  межличностного взаимодействия получатели социальных услуг распределяются на три уровня развития, включающие планирование 3-х модулей.

Социальная адаптация представляет собой механизм социализации, позволяющий получателям социальных услуг интерната с интеллектуальной недостаточностью принимать активное участие в адаптивном обучении по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации.

Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе тренинговых занятий, в процессе которых получатели социальных услуг получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. Данный процесс осуществляется по модулям в течение продолжительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих людей с ограниченными возможностями здоровья, так и специалистов по комплексной            реабилитации в социальной сфере, медицинского персонала оказывающих им помощь и поддержку. Курс социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации интегративный, так как содержит сведения целого ряда наук, областей жизни человека. Совместная деятельность специалистов по комплексной реабилитации в социальной сфере, медицинского персонала, специалистов позволяет достичь желаемых результатов. На тренинговых тематических занятиях необходимо найти правильный тон общения с получателями социальных услуг, говорить доступным языком, проявлять к личности получателя социальных услуг искренний интерес, сопереживать и радоваться вместе с ними.

При проведении занятий по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации главный акцент делается на личностное отношение каждого получателя социальных услуг к изучаемому материалу. Замечено, что полученные знания, подкрепленные эмоцией (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго.

Цели и задачи программы

Цель программы: оказание помощи получателям социальных услуг приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у получателей социальных услуг достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. А также способствовать социализации людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Данная цель достигается посредством организации адаптивного обучения и самостоятельной работы, а так же посредством осуществления практических работ.

Рабочая программа по СБАиССР реализует миссию интерната: «Понять. Принять. Развить и Научить».

Цель курса адаптивного обучения социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации: практическая подготовка получателей социальных услуг в интернатных условиях к самостоятельной жизни и труду, социальному ориентированию, включая их в современные экономические условия, подготовку в незнакомый мир человеческих отношений.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей получателей социальных услуг с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи программы:

  1. С помощью данной программы создать систему социально – реабилитационной работы с целью подготовки получателей социальных услуг дальнейшему самостоятельному проживанию в социуме.
  2. Создать материально – технические условия социальной реабилитации граждан – инвалидов, в том числе, социально – средовой реабилитации и социально – бытовой адаптации как средства адаптивного обучения гражданина – инвалида.
  3. Организовать предметные условия профессиональной реабилитации инвалидов, включающей в себя профессиональную ориентацию, трудовое и профессиональное обучение через организационные формы работы: экскурсии, беседы, деловые игры, консультации, рекомендации и пр.
  4. Осуществлять динамический контроль над процессом реабилитации граждан – инвалидов посредством документационного оформления.

Ожидаемые результаты реализации программы

Личностными результатами изучения курса являются:

Высокий уровень:

  1. Способствовать выработке личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
  2. Самостоятельно владеть элементами трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение  к  оборудованию  и  использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности.
  3. Способствовать развитию художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.
  4. Способствовать развитию всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
  5. Развивать умения,     необходимые     получателям     социальных     услуг для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.
  6. Способствовать формированию умений по использованию имеющихся навыков вовремя и в должном месте, обращая внимание на качество выполняемых действий.

Средний уровень:

  1. Формировать умение ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.
  2. Формировать знания, умения и навыки бытового труда.
  3. Формировать представления и знания о нормах культуры поведения, способствовать накоплению соответствующего опыта.
  4. Формировать социальное поведение, умения адекватно общаться, обращаться за

помощью, соблюдать принятые правила приличия.

  1. Развивать познавательные функции, функции эмоционально – волевой сферы.
  2. Способствовать повышению коммуникативного общения.
  3. Способствовать формированию устойчивых навыков при соблюдении последовательности действий.
  4. Формировать поведенческую потребность в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, развивать самостоятельность.

Низкий уровень:

  1. Формировать представления о правилах перемещения в помещении, на территории интерната.
  2. Воспитывать позитивные качества личности (трудолюбие, усидчивость, аккуратность, терпение, активность).
  3. Способствовать закреплению правильных образцов поведения.
  4. Способствовать оптимизации имеющегося потенциала личности.

Методы работы

Программа реализуется через наиболее эффективный метод работы – тренинг.

Тренинги – интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных задач. При проведении тренинга по социально – бытовой реабилитации главный акцент делается на личностное отношение каждого получателя социальных услуг  к изучению  материала.

В тренинге сочетаются и интегрируются различные формы, обучения – лекции, разбор ситуаций, упражнения на отработку необходимых навыков, разнообразные по форме практические упражнения и задания, опирающиеся на наглядные опоры, демонстрацию учебных пособий и образцов, технологические карты с целью сравнения и сопоставления готовых работ и образцов изделий, нацеленные на решение конкретных проблем участника.

После чего проводится оценочная (бальная) система, отражающая в журнале проведения тренингов (индивидуальный дневник наблюдений), где возможен анализ и результат проводимых работ с получателями социальных услуг.

В результате обучения по предложенной программе у получателей социальных услуг будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная.

Полный текст работы доступен для скачивания в Методической библиотеке СОННЭТ,

раздел Программы для работы с пожилыми людьми и инвалидами старше 18 лет

Номер материала в разделе — 11

Я — гражданин. программа для лиц с овз

  • На старт, ветераны!
  • Готовимся жить самостоятельно

Источник: https://son-net.info/ya-grazhdanin-programma-dlya-lic-s-ovz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.