Проблема изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель

Содержание

Для неиспользуемых сельхозземель подыщут хозяина

Проблема изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель

По данным Минсельхоза, сегодня по делу не используется около 40 миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения.

Таковы последствия бесконтрольной приватизации 90-х годов, когда земли разорившихся колхозов массово скупали новые собственники в расчете обогатиться при последующей перепродаже.

Таких заброшенных участков по стране десятки тысяч, а между тем на них могла бы колоситься рожь, зреть кукуруза или картофель.

Эффект от повышенных штрафов и налогов для собственников неиспользуемой земли оказался кратковременным. Для эффективного использования земли нужны не только запретительные, но и стимулирующие меры. К последним относится идея создания фонда неиспользуемых сельхозземель, которая прорабатывается в Минсельхозе.

Изъятие лишь первый шаг

«В последние годы агропромышленный комплекс показывает уверенный рост, развиваясь по пути импортозамещения, его продукция имеет все больший вес в экспортном потенциале страны.

Между тем из 400 миллионов гектаров (такова, по данным Росстата, общая площадь сельскохозяйственных земель в РФ) одна десятая часть земли у нас искусственно выведена из оборота. С такой ситуацией дальше невозможно мириться.

Нужны действенные механизмы возврата таких земель в сельскохозяйственный оборот», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников.

Читайте по теме В Правительстве такую позицию разделяют. В 2016 году началось активное наступление на «серых латифундистов», скупивших сельхозземли.

Изменения в законодательстве коснулись Земельного кодекса, закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и КоАП.

Были значительно повышены штрафы за нецелевое использование сельхозземель (они теперь исчисляются исходя из кадастровой стоимости участка). Кроме того, появилась и процедура изъятия такого участка через суд.

«За три года после принятия закона об изъятии было введено в оборот 369 тысяч гектаров ранее используемых не по назначению сельхозземель», — отмечает заместитель директора департамента земельной политики Минсельхоза Роман Шуранов.

Однако отношение к подобным успехам у экспертов неоднозначное. Член экспертного совета аграрного комитета Совета Федерации, юрист по земельным вопросам Владимир Солдатенков считает, что эти результаты никак не соответствуют поставленным в госпрограмме масштабным задачам по введению в оборот пахотных земель.

«В основном успехи достигнуты в так называемом плодородном поясе — Краснодарском, Ставропольском краях и так далее. В этих регионах, даже несмотря на то что сельхозземли какое-то время не использовались, они все же сохранились во вполне пригодном агрономическом состоянии и их можно ввести в оборот с минимумом затрат.

Претендентов на такие участки, как правило, много, и их владельцы, как только стали получать штрафы из Госземнадзора за нецелевое использование, выставляют такие участки на торги и избавляются от них.

Однако в регионах Нечерноземья, степных областях и так далее совсем другая ситуация: там доля введенных в оборот сельхозземель по-прежнему ничтожно мала», – констатирует он.

У муниципалитетов нет заинтересованности

Одной из причин невысоких темпов введения в оборот используемых не по назначению сельхозземель является сложность процедуры изъятия таких участков у собственников.

«В Конституции четко сказано, что собственность может быть изъята только по решению суда, — напоминает Солдатенков. – Суды – это долгая процедура. За это время недобросовестные собственники успевают переуступить права на неиспользуемый земельный надел и тем самым уйти от ответственности».

Читайте по теме Однако сложность процедуры изъятия через суд далеко не единственная причина, почему муниципальные власти не спешат прибегать к ней. За 2018 год из 117 случаев выявления используемых не по назначению сельхозземель в суды муниципальные власти обращались лишь шесть раз. Почему не проявляют активности муниципальные чиновники?

Сенатор от Тверской области Андрей Епишин напоминает, что земельный налог — один из важнейших источников дохода муниципалитетов. Однако в случае с изъятием земли у нерадивого собственника муниципалитеты часто сталкиваются с ситуацией, когда они теряют налоги, поскольку желающих купить такой участок с торгов просто не находится. Это подтверждают и эксперты.

Дело в том, что неиспользуемая несколько лет, а то и десятилетий земля теряет свои агрономические качества. Зачастую на таком наделе успевает вырасти настоящий лес, и чтобы обратить его снова в пашню, нужны немалые средства.

«Стоимость введения в оборот одного гектара залежей зависит от степени запущенности этих земель, — рассказывает директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. — Если на земле вырос лес, то сначала идет выпилка деревьев, раскорчевка пней, затем двойное дискование, вспашка и боронование.

При таких «тяжелых» залежах стоимость их обработки может доходить до 20 тысяч рублей за гектар».

Землю распределит государственный фонд

Решением в данной ситуации могло бы стать создание фонда неиспользуемых сельхозземель. Эта идея была озвучена главой Минсельхоза Дмитрием Патрушевым на совещании в Правительстве.

Как пояснил министр, создавать такой фонд в его ведомстве предлагается в виде унитарной некоммерческой организации на основании указа президента.

Через фонд неиспользуемые сельхозземли после процедуры изъятия будут выкупаться у муниципальных властей, а потом передаваться на льготных условиях тем, кто обязуется использовать землю для агропроизводства.

Это позволит привлекать собственников из других регионов.

Владимир Плотников. Игорь Самохвалов / ПГ

Кстати, прецедент такого распределения уже создан на примере «дальневосточного гектара». Впрочем, в Минсельхозе не исключают, что для учреждения фонда может понадобиться и отдельный законопроект. Если будет принято такое решение, то документ поступит в Госдуму в осеннюю сессию.

«Мы, конечно, поддержим такой законопроект, поскольку он значительно оживит процесс передачи неиспользуемых сельхозземель рачительным собственникам и будет способствовать увеличению производства продовольствия», — отмечает Владимир Плотников.

При этом депутат напомнил, что механизм государственной поддержки фермеров, которые взялись осваивать не используемые ранее сельхозземли, существует и сегодня.

«В этом году аграриям начнут возмещать часть затрат на ввод в оборот неиспользуемых сельхозземель. На это предусмотрено три миллиарда рублей субсидий, — рассказал первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов.

 – Государство возместит 20-30 процентов понесенных затрат в зависимости от региона».

В этом году аграриям начнут возмещать часть затрат на ввод в оборот неиспользуемых сельхозземель. На это предусмотрено три миллиарда рублей субсидий.

Важно навести порядок и с реестром владельцев сельхозземли. «Нужно провести всеобщую инвентаризацию всех земель сельхозназначения», — считает Владимир Плотников. По его словам, сегодня поставлены на кадастровый учет, имеют четкие границы и документы лишь 20 процентов сельхозземель.

Другое важное направление касается уточнения критериев «неиспользования» земель сельхозназначения. Депутат отметил, что существующие критерии (определены постановлением Правительства) часто недостаточны для того, чтобы Россельхознадзор привлекал к ответственности нерадивых собственников.

Все это важные меры, но основной заботой Правительства в ближайший год будет все же поиск механизма, который бы гарантировал, что изъятые неиспользуемые сельхозземли доставались бы тем, кто будет их обрабатывать.

Источник: https://www.pnp.ru/economics/dlya-neispolzuemykh-selkhozzemel-podyshhut-khozyaina.html

Поле для деятельности: отъем неиспользуемых земель вернет 4,8 млн га

Проблема изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель

До 2024 года Минсельхоз планирует ввести в оборот 4,8 млн га земель сельхозназначения. Это произойдет в том числе за счет отъема участков, которые находятся в собственности предпринимателей, но простаивают более трех лет, сообщили «Известиям» в ведомстве.

Ранее министерство подготовило проект изменений в ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения», который позволяет Россельхознадзору не откладывать обращение в суд по поводу изъятия неиспользуемого участка.

Эксперты отмечают, что в стране много простаивающих земель, которые можно снова ввести в оборот, но необходимо проработать четкий механизм арбитража, иначе может появиться мощная коррупционная схема.

Как собака на сене

Основная проблема сегодня заключается в том, что ряд коммерсантов, которые в перестроечное время выкупили участки по бросовым ценам, используют их как пассивный актив и не ведут хозяйственной деятельности. Чаще всего они просто ждут, пока земля подорожает, чтобы затем перепродать ее, пояснил «Известиям» академик-секретарь отделения сельскохозяйственных наук РАН Юрий Лачуга.

— Стратегия развития зернового комплекса России подразумевает выход на производство 140–160 млн т зерна в год. Этого можно добиться как повышением урожайности, так и вводом в оборот брошенных земель.

Но для этого надо упростить вопросы изъятия участков, которые десятки лет не используются, — подчеркнул он. — После 1990-х годов, когда был спад в промышленности и сельском хозяйстве, мы потеряли порядка 40 млн га пашни.

Сегодня использовать их уже невозможно — сказались 25 лет запустения. Однако есть участки, которые еще можно вернуть в оборот, — отметил эксперт.

Процедура отъема неиспользуемых сельхозземель у собственника давно нуждалась в упрощении, заключил собеседник «Известий».

Кроме того, введение новых посевных площадей поможет увеличить объемы сельхозпродукции как для внутреннего рынка, так и внешнего.

Что будет особенно актуально в свете поручения, данного президентом аграриям: к 2024 году нарастить экспорт отечественной продукции до $45 млрд.

Три года не ждут

В Минсельхозе рассчитывают, что в ближайшие пять лет в оборот удастся вернуть 4,8 млн га земель сельхозназначения. В том числе и за счет изменения процедуры изъятия неиспользуемой земли у собственника и дальнейшей ее реализации.

«Законопроект позволит сократить сроки изъятия земельных участков, неиспользуемых по целевому назначению, за счет исключения необходимости органами Россельхознадзора подтверждать факт неиспользования таких земельных участков в течение трех лет с момента выявления такого факта», — говорится в поправках в федеральный закон.

Исключение составят лишь те случаи, когда собственник земли изменился до того, как проверка установила факт неиспользования участка. Тогда у нового владельца остается год на его освоение.

В Минсельхозе подчеркнули, что, согласно действующей редакции закона, Россельхознадзор при выявлении неиспользуемых участков обязан последующие три года подтверждать, что земля всё еще не используется — и лишь потом материалы можно передать в суд и потребовать изъятия земли.

— Предлагаемый механизм позволит сократить на три года срок вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земельных участков, которые в течение длительного периода неиспользования заросли древесно-кустарниковой растительностью, — заявили «Известиям» в пресс-службе министерства.

Критерии, по которым можно будет определить, использовалась земля или нет, должно утвердить правительство. Бывшему собственнику участка выплатят сумму, полученную от продажи изъятой земли на торгах.

Также в Минсельхозе подчеркнули, что эта норма не относится к садовым, огородным участкам, землям, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, а также к участкам, на которых расположены объекты недвижимости.

То есть закон не затронет простых дачников.

Однако стоимость участка может оказаться значительно ниже рыночной.

Если он пришел в негодность и для его использования нужно срубить деревья, убрать кочки, осушить болото и так далее, то снизить его цену за счет этих работ можно будет до 85% от изначальной.

Также если земля не была продана на повторных открытых торгах, то фермер, владеющий соседним участком, может купить ее со скидкой в 10% от суммы, заявленной на вторые торги.

Сегодня площадь сельскохозяйственных земель в России составляет 385 млн га, из них порядка 12% не используется, сообщили «Известиям» в пресс-службе Россельхознадзора.

Только за последние три года выявлено более 2,3 млн га брошенных участков. При этом за тот же срок удалось вернуть в оборот лишь 748,6 тыс.

га, то есть только треть от выявленных объемов и чуть более 1,5% от общей площади неиспользуемых земель.

«Страховочный пояс»

Сами аграрии также признают необходимость отъема участков у тех, кто рассчитывал просто перепродать их, дождавшись лучшей цены. Однако к идее ускоренного изъятия земли относятся настороженно. Хотя сама идея полезная, в этом вопросе необходим некий «страховочный пояс» для фермеров, считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.

— Есть опасность, что процедура станет очень субъективной. А в сельском хозяйстве использование земли не всегда очевидно: если там не колосится рожь, вовсе не обязательно, что участок заброшен.

Земля может отдыхать, например, или участок готовится под масштабный инвестпроект. Например, если я заложил землю, а на полученные под нее деньги готовлюсь создавать там сельскохозяйственное производство или обустраивать инфраструктуру — дороги, электричество.

Пока идет вся подготовка, земля может выглядеть заброшенной, — пояснил эксперт.

Помимо простого недопонимания или неверной оценки ситуации здесь возможны и откровенно коррупционные схемы, уверен Александр Корбут. Например, если недобросовестный предприниматель решит «подсидеть» своего ближайшего конкурента и соседа по полю.

Вопрос цены

Еще одна проблема возвращения сельхозземель в оборот — зарастание участков сорняками, кустарниками и деревьями или образования на их месте болот.

Чтобы снова можно было сеять полезные культуры на такой земле, необходимы серьезные подготовительные работы по мелиорации и расчистке участка. А это дело затратное.

Поэтому возможность снижения цены участка на величину до 85% от изначальной — хорошее подспорье, однако эта «скидка» не должна быть фиксированной для всей страны, считает Юрий Лачуга.

— Стоимость гектара земли везде разная. В Краснодарском крае гораздо проще расчистить участок, чем под Омском.

А часто земля бывает в таком состоянии, что стоимость мелиоративных и других необходимых работ почти равна кадастровой стоимости участка.

Поэтому в любом случае инициатива Минсельхоза должна представлять собой рамки, внутри которых регионы могли бы устанавливать собственный размер «скидки» в зависимости от местных условий, — подчеркнул академик.

Что же касается возможности фермера приобрести соседний участок, невостребованный после второго тура торгов, на 10% дешевле заявленной стоимости, такое предложение вряд ли будет интересно землевладельцам, отмечает Александр Корбут.

— Если участок не оказался востребованным на двух турах торгов — значит он просто никому не нужен по запрашиваемой стоимости, и 10% роли тут не сыграют, не такая это большая сумма, — сказал вице-президент Российского зернового союза.

По его словам, более актуальным решением было бы предложить аграрию, чей участок находится по соседству с предлагаемой землей, взять ее в аренду на 10 лет с правом выкупа. И заключить договор таким образом, чтобы в течение этого срока участок нельзя было забрать. В этом случае у землевладельца появится стимул расширяться, осваивать землю и развивать инфраструктуру.

Источник: https://iz.ru/912621/vitalii-volovatov/pole-dlia-deiatelnosti-otem-neispolzuemykh-zemel-vernet-48-mln-ga

Проблемы неиспользования сельскохозяйственных земель будут решать изъятием и штрафом

Проблема изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель

Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ» гласит о том, что в число нарушений при эксплуатации земельных участков входят следующие признаки неиспользования земель:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию с/х культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность, закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
  • залесенность, закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
  • закочкаренность, заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Причины, потребовавшие наведения порядка с землей сельскохозяйственного назначения

Во время приватизации земельные наделы совхозов и колхозов скупали инициативные люди. С тех пор они используются в качестве долгосрочного вклада.

При этом затраты на такие участки были минимальны, так как размер земельного налога – 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.

Но кадастровая стоимость меняется каждые 3 года, последний раз стоимость участков повысили более чем в 40 раз в некоторых областях, налоги резко возросли. Узнайте подробности о том, как выполняют переоценку земли для снижения налогов.

Неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве земли зарастают сорной травой, кустарниками и даже деревьями. По кадастровой стоимости продавать их часто нецелесообразно. Брать в аренду такие участки невыгодно, поскольку арендатор становится полностью зависимым от собственника.

Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает возможность принудительного изъятия у собственника в судебном порядке участка, не используемого по назначению в течение трех и более лет.

Сейчас существует спрос на землю для индивидуальной застройки (ИЖС). Его, в большинстве случаев, можно удовлетворить только за счет перевода сельскохозяйственных земель в земли населенных пунктов.

Одно из условий этого – включение участка в границы населенного пункта при утверждении или изменении генерального плана.

В результате большие площади земель сельскохозяйственного назначения выбывают из оборота. Это отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства.

Ситуацию с длительным неиспользованием земель хотят в корне менять

В июле 2016 года Госдумой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков и земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства России».

Этот документ сократил до одного года срок освоения земель и предоставил надзорному органу осуществлять проверку без участия представителя юридического лица или предпринимателя. В своем послании Федеральному собранию РФ президент Владимир Путин дал понять, что ситуацию с длительным неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения надо в корне менять.

Работу по изъятию неиспользуемых земель у нерадивых хозяев было предложено вести активнее. Правительство, основываясь на предложениях Россельхознадзора, подготовило проект закона о внесении изменения в законодательные акты, введенные в действие в 2015 году.

Штраф за неиспользование сельскохозяйственных земель

В числе мер – увеличении штрафа за невыполнение установленных требований земельного законодательства РФ. Размер штрафа за неиспользование земли сельхозназначения изменен. Для физических лиц размер штрафа увеличен с тысячи до 2 тысяч рублей, для юридических – 40 тысяч до 400 тысяч рублей.

К тому же меру административной ответственности за неиспользование участка земли сельскохозяйственного назначения увязали с площадью участка и его освоенностью.

Следует напомнить, что в апреле 2015 года кадастровая стоимость была увеличена более чем в 3 раза (данные разнятся по регионам). К примеру, в Курганской области сейчас стоимость гектара составляет от 37 до 45 тысяч рублей.

В среднем по стране налог с гектара может составлять 111 – 500 рублей в год в зависимости от региона.

В настоящее время для земель сельскохозяйственного назначения срок освоения сокращен до одного года. Более того, этот срок освоения входит в трехлетний период, по истечении которого в случае дальнейшего неиспользования земельного участка он будет изыматься в принудительном порядке.

Еще одно основание для принудительного изъятия участка земли – его неиспользование в течение 3-х и более лет.

Участок можно изъять в том случае, если он используется так, что происходит снижение плодородия земли или окружающей среде причиняется вред.

Одно из условий для изъятия участка в судебном порядке – неисполнение предписания, которое выдано надзорным органом и предусматривающее устранение нарушений в течение года.

Новый закон позволит навести порядок с земельными долями

В 2019 году вступил в силу новый порядок изъятия земельных участков. Он также требует наличия оснований и соблюдения соответствующих процедур. Это предусмотрено в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Новый документ позволяет государству навести порядок с земельными долями, в том числе, с невостребованными, которые были розданы колхозникам и работникам совхозов. В собственность муниципалитетов перейдут неоформленные и невостребованные доли.

Важно знать: Как оформить выдел и межевание доли земельного участка из общей долевой собственности.

В настоящее время, как следует из данных Комитета Госдумы по аграрным вопросам, остаются юридически не оформленными 80% земель сельскохозяйственного назначения.

В эту категорию входят земли дачников и огородников, организаций и дольщиков. Государственную регистрацию собственных долей осуществили собственники долей только на 18 миллионов гектаров из 115 миллионов.

проблема легитимности использования сельскохозяйственной земли у организаций. У них оформлены лишь 3,5 миллиона гектаров. Все остальное – это доли, используемые на правах аренды с госрегистрацией договоров и без нее, на правах представительства без документов, оформленных на землю. То есть, фактически речь идет о самозахвате невостребованных земельных долей.

Новый законодательный акт, как уверены эксперты, позволит восполнить пробелы, существующие в законодательстве. Тем самым будет обеспечена возможность провести госрегистрацию прав 9-и миллионов земельных долей, а также сформировать участки на 95 миллионах гектаров. При этом, если собственники долей не будут сами приводить все в порядок, этим займутся муниципалитеты.

Получив дополнительные полномочия, местная власть стала заинтересованной стороной. Через непродолжительное время после принятия закона на сайтах муниципалитетов появились обращения к гражданам и организациям по поводу нового порядка.

В Комитете Госдумы по аграрным вопросам пришли к мнению, что в собственности муниципалитетов могут перейти земельные доли общей площадью почти 22 миллионов гектаров.

В случае их продажи по цене в 15% кадастровой стоимости (это максимальная, установленная законом цена) в местные бюджеты поступят 55 миллиардов рублей.

Участок можно изъять лишь на основании решения суда

Существует несколько оснований для изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Такая процедура применяется тогда, когда участок используется с нарушением земельного законодательства, в результате чего снижается плодородие или ухудшается экологическое состояние.

Правда, конкретные критерии правительством пока не определены. Изъять участок можно и в том случае, если он не используется в течение трех лет подряд со времени возникновения на него собственности.

Такой же срок предусмотрен и на случай, если участок используется не по назначению.

Интересно: Как получить землю под фермерское хозяйство? Получение земли сельхозназначения поэтапно.

Однако закон обеспечивает возможность собственнику устранить выявленные нарушения.

Тем самым он может сохранить участок за собой. Но если нарушения не будут устранены, начнется процесс изъятия.

В таком случае органы исполнительной власти субъектов РФ должны обращаться в суд по поводу изъятия участка и его продажи с публичных торгов.

Закон предусматривает, что реализация земельного участка, который изъят путем наказания в принудительном порядке, должна осуществляться в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Проводится она только с публичных торгов и в соответствии с правилами, определенными Гражданским кодексом РФ.

Если торги будут признаны недействительными, участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.

Источник: https://promdevelop.ru/problemy-neispolzovaniya-selskohozyajstvennyh-zemel-budut-reshat-izyatiem-i-shtrafom/

Проблема изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель

Проблема изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель

11.10.2019

Статьей 6 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены основания, при наличии которых возможно принудительное изъятие, в том числе и у собственника земельного участка, но сам порядок изъятия не конкретизирован.

Или, например, еще одна ситуация. В результате земельной реформы труженики села в ходе приватизации получили земельные доли, размер которых по районам в среднем колеблется от 7-8 га до 15-17 га. Некоторые желающие объединились и организовали КФХ (вхождение нескольких собственников земельных долей, каждый со своей долей).

Через какое-то время часть КФХ была ликвидирована, а принадлежащие гражданам земельные участки переданы в собственность с разрешенным видом использования — для ведения ЛПХ (личное подсобное хозяйство). Но при этом в настоящее время в Курганской области установлен предельно — допустимый размер земельного участка, используемого для ЛПХ — 2,5 га.

В связи с чем многие люди спрашивают — могут ли у них принудительно изъять эти «лишние гектары»?

Изъятие неиспользуемой земли

Для того чтобы выявлять земельные участки, которые используются с нарушением правил, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы проводят плановое или внеплановое административное обследование наделов. В последние годы для этих целей активно используют современные технические средства — аэрофотосъёмку местности, например с помощью квадрокоптеров.

В каждом СНТ найдётся несколько пустующих участков, владельцы которых по различным причинам не обрабатывают землю. Прежде всего, такие наделы представляют угрозу с точки зрения пожарной безопасности, ведь ветхие строения на них нередко служат местом для свалки, а также могут стать прибежищем для разного рода асоциальных личностей.

Вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель

Типы, структура и ресурсы производства. Анализ специфики факторов, оказывающих влияние на производство. Кривая производственных возможностей. Способы вычисления воспроизводства. Определение основных проблем современного рынка труда. Экономический оборот.

Рассмотрение элементов (готовые изделия, полуфабрикаты, незавершенное производство) промышленной продукции и способов ее стоимостного учета (трестовый, общепромышленный, народнохозяйственный методы, валовая добавленная стоимость, оборот организаций).

Об изъятии 19 неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения

По результатам проверок, проведенных специалистами Управления Россельхознадзора по Республике Коми, в марте 2012 годаадминистрация муниципального образования «Сыктывдинский», инициировала изъятиеу собственников 19 неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного

назначения.

Основанием для обращения администрации муниципалитета в судпослужили материалы административных дел, возбужденных УправлениемРоссельхознадзора на нерадивых собственников. В мае текущего года судом приняторешение об изъятии 4 участков, которое по истечении 30 дней с момента вынесения

вступает в законную силу. Остальные дела находятся в стадии рассмотрения.

Закон об изъятии неиспользуемых сельскохозяйственных земель должен применяться более жестко

«У нас на эту тему, к сожалению, слабо работает законодательство, хотя мы его, в принципе, практически изменили. Я имею в виду законодательство об изъятии неиспользуемых сельхозземель. Это, конечно, очень жесткая мера, но она должна применяться», — заявил Д.Медведев на встрече с работниками сельского хозяйства.

Читать еще –>  Срок давности судебного решения по гражданскому делу

В ходе встречи главный зоотехник ЗАО «Племенной завод «Рабитицы» Ленинградской области Татьяна Карапыш пожаловалась президенту на то, что земли, необходимые заводу для дальнейшего развития, неизвестно кому принадлежат, однако более пяти лет не используются.

Изъятие неиспользуемых земельных участков

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал указания Минсельхозу в лице министра Александра Ткачева во исполнение перечня поручений президента России от 8 декабря обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих совершенствование механизма изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель.

Москва. 24 Марта 2019.

13:22 — REGNUM Минсельхоз намерен законодательно бороться против длительного неиспользования земельных участков с помощью практики перехода прав собственности к аффилированным с собственником лицам.

Как передает корреспондент ИА REGNUM 24 марта, об этом заявила замглавы Минсельхоза Виктория Абрамченко на «круглом столе» в Госдуме, посвященном вопросам совершенствования земельного законодательства.

Госдума приняла закон об изъятии неиспользуемых земель сельхозназначения

Закон был подготовлен группой депутатов во главе с вице-спикером Госдумы и секретарем Генсовета «Единой России» Сергеем Неверовым, главой фракции единороссов в Госдуме Владимиром Васильевым и главой аграрного думского комитета Николаем Панковым.

Следующий собственник земли, который приобрел ее на торгах, должен в течение одного года начать ее обрабатывать и использовать только для производства сельскохозяйственной продукции, то есть по назначению. За нарушение этой нормы предусмотрены штрафы.

В совещании принял участие Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, представители органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации, Руководители и заместители Руководителей территориальных управлений Россельхознадзора.

2 августа 2016 года в Россельхознадзоре под председательством и.о. Министра сельского хозяйства Российской Федерации Виктории Абрамченко проведено совещание на тему: «Мониторинг реализации Федерального закона от 03.07.

2016 № 354-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации“, в том числе по вопросам принудительного изъятия земель».

О порядке изъятия неиспользуемых земельных участков

Если же собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, то орган, принявший решение об изъятии участка, может реализовать свои полномочия только путем предъявления соответствующего требования о продаже участка в суд.

В частности, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда данный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.

Неиспользуемые сельскохозяйственные участки будут изымать

Помимо этого в Германии, Швеции, Франции, Италии, Испании, Норвегии особое внимание уделяется контролю над рациональным использованием земель, выполнением землевладельцами правовых обязательств, в том числе по налоговым платежам.

В европейских странах приняты меры против передачи сельскохозяйственных земель под другие цели, особенно на территориях, расположенных близ городов.

В Италии государственный контроль над земельным оборотом сводится к возможности принудительной сдачи в аренду или продажи участка более эффективным пользователям, если фермер не обеспечивает ведение хозяйства должным образом (включая поддержание плодородия земли и использование по целевому назначению).

Один из авторов законопроекта, сенатор и известный бизнесмен, чьи интересы лежат в области сельского хозяйства, Сергей Лисовский утверждает, что из сельхозоборота выведено почти 50 % земель сельхозназначения, причем, примерно половина из этого объема приходится на земли, скупленные инвесторами со спекулятивными целями.

С целью спекуляции скупались самые плодородные и удобно расположенные земли, их капитализация в период экономического роста 2000-х годов увеличивалась на 30-40 % в год. После кризиса рынок замер, инвесторы участков не продают, ожидая возобновления роста.

Помимо этого, выведение земель из сельхозоборота негативно сказалось на местном населении, которое массово потеряло работу.

Читать еще –>  Правоустанавливающие документы на собственность

«Ситуация с изъятием неиспользуемых земель сельхозназначения в регионе крайне сложная.

Я поднимал этот вопрос в обращении к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину, который, после его изучения, дал ряд поручений Правительству и Федеральному Собранию.

Вместе с тем, должен отметить, что несмотря на все меры, принятые Федерацией, процесс изъятия земель в субъектах страны, в том числе, и на Смоленщине, идет достаточно тяжело», – сообщил Алексей Островский.

Кроме того, одной из основных проблем является недостаточный объем финансирования, направляемого на вовлечение данных участков в оборот.

Поскольку эти земли в течение долгого времени не обрабатывались и, следовательно, утратили сельскохозяйственную ценность, им, в первую очередь, требуется рекультивация.

Для того, чтобы такие земельные участки могли заинтересовать производителей, нужно выделять бОльшие средства именно на проведение культурно-технических мероприятий.

Еще раз об изъятии неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения

Вчера Зем.ру уже сообщал о поручении президента Российской Федерации Дмитрия Медведева правительству за месяц подготовить проект закона, который закрепил бы возможность изъятия не используемые в течение трех лет земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения либо значительно увеличивать налог в отношении них.

Как отметил президент Зернового союза России Аркадий Злочевский, зачастую простаивают и не используются неудобные земельные участки, в частности окруженные чужими полями, это не дает возможности вести деятельность на своем участке. При этом, крупных площадей не используемых собственниками земель практически нет.

Изъятие неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения не коснется дачников

Исключается также и время форс-мажорной невозможности использования земель: стихийные бедствия и прочие непредвиденные обстоятельства. В настоящее время рассматривается законопроект, согласно которому срок невозделывания сельскохозяйственных земель может быть сокращен до одного года.

С 1 июля 2011 года в РФ действует Закон №435-ФЗ от 29/12/2010 «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Им установлен порядок принудительного изъятия у юридических и физических лиц земель, предназначенных для сельского хозяйства, которые используются нерационально или не по целевому назначению.

Давношняя тема, была на серче уже, но написать в неё нельзя. И по тезисам сегодняшнего послания Президента (изымать сельхозземлю у нерадивых владельцев). Уж в России многое понимают очень буквально и как прямое руководство к действию.

Если, например, на моем участке я ничего не выращиваю, не строю (дом там есть, но я в нем живу только летом, т.е. не постоянно и иногда меня там даже соседи не видят), раз в 2-3 года выкашиваю бурьян на огороде 25 соток, ничего при этом не сажая — могут ли такой участок отобрать?

Законодательство об изъятии неиспользуемых сельскохозяйственных земель должно более жестко применяться, считает президент РФ Дмитрий Медведев

«У нас на эту тему, к сожалению, слабо работает законодательство, хотя мы его, в принципе, практически изменили. Я имею в виду законодательство об изъятии неиспользуемых сельхозземель. Это, конечно, очень жесткая мера, но она должна применяться», — заявил Медведев на встрече с работниками сельского хозяйства.

В ходе встречи главный зоотехник ЗАО «Племенной завод «Рабитицы» Ленинградской области Татьяна Карапыш пожаловалась президенту на то, что земли, необходимые заводу для дальнейшего развития, кому-то принадлежат, однако более пяти лет не используются.

Проблема изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель Ссылка на основную публикацию

Источник: https://firstjurist.ru/ispolnitelnoe-proizvodstvo/problema-izyatiya-neispolzuemyh-selskohozyajstvennyh-zemel

Дорожки на даче своими руками: эконом-варианты с фото и видео

Проблема изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель

Здравствуйте, меня привлекают к административной ответственности за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения. Чем мне это грозит?

  • Вопрос: №621 от: 2014-04-25.

Здравствуйте, по существу Вашего вопроса сообщаем следующее.

Инкриминируемое Вам административное правонарушение предусмотрено ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ.

Согласно ч. 1.1. ст. 8.8.

КоАП РФ объективная сторона правонарушения состоит в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

В прежней редакции ответственность за это правонарушение была следующей: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Однако, Федеральным законом от 03.02.2014 N 6-ФЗ указанная часть статьи 8.8.

КоАП РФ была изменена и, в настоящий момент, ответственность за указанное правонарушение предусмотрена следующая: наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.

Таким образом, в настоящее время ответственность была ужесточена.

Следует сказать, что в ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ содержится указание на срок неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, определяемый Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» этот срок равен трем и более лет подряд.

Следует отметить, что помимо административной ответственности в отношении Вас может быть применены и другие меры ответственности.

Согласно ч. 4 ст.

6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Признаки неиспользования земельных участков установлены в Перечне
признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369.

Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

На пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

На сенокосах не производится сенокошение;

На культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

На пастбищах не производится выпас скота;

На многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

Залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

Залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

Закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Земельное законодательство определяет земли сельскохозяйственного назначения как территории, которые расположены за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственных нужд.

Емкое определение раскрывает сущность таких земель: они выделаются исключительно для занятия сельскохозяйственной деятельностью. По этой причине государством на всех уровнях власти ведется постоянный контроль за использованием этих территорий.

Он заключается в особом порядке предоставления и продажи таких земельных участков, правилах использования и эксплуатации, а также в строгих сроках, за которые владелец должен начать пользование участком.

Освоение сельхозугодий — что говорит закон

Особенность сельскохозяйственных земель заключается в том, что не всегда собственник сразу после приобретения прав на эту землю может начать ее использовать по назначению. Дело в том, что для выращивания сельскохозяйственной продукции требуется создание специальных условий, и не каждое сельскохозяйственное угодье может им соответствовать.

Процесс подготовки земли к использованию для сельскохозяйственных нужд называется освоением земельного участка. Это понятие следует отличать от эксплуатации участка. Освоение — комплекс мер, направленных на создание условий для нормального использования земельного участка. Под эксплуатацией же понимается процесс фактического использования земли с целью получения какой-либо пользы.

Статья 42 Земельного кодекса среди всех обязанностей владельцев земельного участка выделяет необходимость своевременного освоения и использования земли.

Законодатель ни в одном нормативном правовом акте не указывает конкретные сроки, необходимые для освоения земли сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем установленные предельные сроки, за которые владелец такой земли не только должен освоить территорию для выращивания сельскохозяйственных культур, но и непосредственно приступить к осуществлению такой деятельности.

Таким образом, понятия освоение земли и использование тесно связаны между собой, но имеют отличное значение.

Нарушение сроков, установленных для начала фактического осуществления деятельности на земельном участке из сельхозугодий, может стать причиной огромных санкций со стороны надзорных органов. Но главное — безразличное отношение к действующим требованиям является причиной лишения прав на земельный участок.

Ответственность за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Действующее законодательство устанавливает обязанность для правообладателей своевременно приступать к использованию земли сельскохозяйственного назначения.

При нарушении этой обязанности государство применяет санкции согласно следующим правовым актам:

  • Кодексу об административных правонарушениях;
  • Земельному кодексу;
  • Гражданскому кодексу;
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Такая обязанность устанавливается в пункте 3 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Законодатель устанавливает срок, в течение которого владелец должен приступить к использованию земли. Он составляет три года с момента получения права на участок. При этом в этот срок включается и время, необходимое для освоения земли под сельскохозяйственные нужды.

Функция контроля за соблюдением такого требования лежит на плечах инспекторов Россельхознадзора.

Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется посредством следующих процедур:

  • надзорные проверки;
  • административные обследования;
  • предварительные проверки информации обращений и писем органов власти.

В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.

Владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения, который несвоевременно приступил к использованию земли, грозят негативные последствия.

  • Штрафные санкции, которые предусмотрены частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Их величина зависит от кадастровой стоимости земли, а также наличия отягчающих обстоятельств. Следует обратить внимание на часть 2.1 этой же статьи, которая добавляет отдельный состав правонарушения. Если земля сельскохозяйственного назначения уже была изъята у собственника и передана для использования иным лицам, которые аналогично не принимают меры к эксплуатации, то новый собственник понесет также ответственность за это.
  • Предписание, которое будет находиться на постоянном контроле государственного органа. Предписание содержит в себе требование об устранении нарушения, в нем установлены соответствующие сроки.

В случае невыполнения такого предписания лицо не только будет привлечено к ответственности в виде больших штрафов, но и будет решаться вопрос о лишении его права на участок.

Ответственность за использование земель не по целевому назначению

Статьей 42 Земельного кодекса устанавливается обязанность для фактического землепользователя участка по обязательному соблюдению категории земель и вида разрешенного использования.

Причиной строгой регламентации такого правила являются следующие обстоятельства:

  • разные способы использования земли предусматривают определенные коэффициенты налога на землю;
  • при использовании участков с нарушением разрешенного вида может быть причинен непоправимый вред земле как природному объекту;
  • может возникнуть угроза причинения имущественного или физического вреда соседним владельцам земли.

Примером нецелевого использования земли может служить организация свалки мусора на земле, которая предназначена для сельскохозяйственного производства. В результате таких действий плодородный слой почвы будет уничтожен, а земля еще долгое время не сможет быть использована для выращивания сельскохозяйственных культур.

Следят за соблюдением этого требования органы госземнадзора Росреестра путем проведения проверочных мероприятий. В случае выявления нарушений органом также выдается предписание, а также виновное лицо привлекается к ответственности, но уже по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Обращаем внимание, что ответственность за нарушение данного требования лежит на фактическом землепользователе земельного участка. Если вам по дружбе отдали на время участок, а вы нарушили целевое назначение земли, то виновным в совершении правонарушения будете вы.

Если не исполнять предписания органа госземнадзора или своевременно не продлить установленный срок, через суд вас могут лишить права на участок путем его изъятия.

Изъятие земель у собственника

Основания и порядок осуществления данной процедуры детально регулируется нормами Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Иные нормативные правовые акты также включают в себя общие нормы, указывающие на возможность изъятия земель.

Закон выделяет несколько оснований для проведения процедуры изъятия:

  • снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
  • не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения органами госземнадзора;
  • эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.

Изъятие земельных участков может осуществляться у любых правообладателей, независимо от вида права. При этом такое изъятие может выражаться в прекращении арендных правоотношений.

Непосредственной причиной для изъятия служит неисполнение предписания органа земндзора, которое выдано в одно время с привлечением владельца к административной ответственности. При этом если административного наказания не было, предписание не может считаться действующим, и оно подлежит отмене по заявлению лица, которому оно выдано.

При выявлении факта неисполнения предписания начинается процедура изъятия.

  1. Инспектор подает необходимую информацию в региональную администрацию.
  2. Этот орган обращается в суд с иском об изъятии земли.
  3. По истечению полугода после вынесения положительного решения суда организуется процедура публичных торгов.
  4. Все полученные средства от продажи поступают бывшему собственнику, но из суммы вычитаются реально понесенные убытки на организацию торгов.

Что еще важно знать об использовании земель сельскохозяйственного назначения

Чтобы фермерский бизнес рос в гору, а пользование сельскохозяйственной землей приносило только удовольствие, следует придерживаться следующих положений.

  • Установите фактические границы участка, так как в случае занятии земли смежным землепользователем надзорным органам будет проще устранить нарушение.
  • Осуществляйте постоянный мониторинг изменения соответствующего законодательства. Новые нормы, регламентирующие правила использования участков сельскохозяйственного назначения, могут ввести ряд требований и ответственность за их нарушение.
  • Не откладывайте использование земли на потом, так как надзорные органы могут в любой момент прийти к вам на участок.
  • Не следует строить жилые дома на сельскохозяйственных землях, так как это является нарушением целевого использования.

Любой владелец сельхозугодий должен хотя бы примерно знать основные положения действующего законодательства.

Источник: https://bomonka.ru/vypiska/problemy-neispolzovaniya-zemel-selskohozyaistvennogo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.