Классные чины и звания

Содержание

Табель о рангах: история создания, основные положения, чины, таблица

Классные чины и звания

4 февраля 1722 года Петр I ввел в действие систему военных, гражданских и придворных чинов, действовавшую до 1917 года

Трансформация России как государства, затеянная и реализованная Петром I, была бы существенно затруднена, если бы ей не сопутствовала трансформация русского дворянства.

Превращенное царем-реформатором в действительно служилое сословие, оно стало основным проводником и реализатором царских начинаний. Но для этого потребовался еще один механизм, придуманный и воплощенный Петром – знаменитая «Табель о рангах».

Введенная в действие царским указом от 4 февраля (24 января по ст. ст.) 1722 года, она превратила дворянство в открытое и социально мобильное сословие, что оказало существенное влияние на развитие Российской империи.

«Табель о рангах», время от времени переживавшая незначительные изменения, просуществовала вплоть до Октябрьской революции, пока не была отменена специальным декретом большевистского правительства.

Рукописный вариант «Табели о рангах», XVIII век

Источник: hist.msu.ru

Что изменила «Табель о рангах»

Новая система чинов и званий Российской империи имела не IX, как в Московском государстве, а XIV классов. Соответственно, и продвижение по этой лестнице, и скорость получения более высоких чинов менялись и требовали от претендентов существенно больших усилий.

Высшим чином I класса в петровской «Табели о рангах» стал: у военных – генерал-фельдмаршал, а у гражданских – канцлер.

При этом высший придворный чин – обер-маршал – относился только ко II классу; в первоначальном варианте табели о рангах туда же относился и канцлер, то есть министр иностранных дел, но Петр I внял советам своего сподвижника Андрея Остермана и поднял канцлерский чин на класс выше.

К низшему, XIV классу у военных относился чин фендрика (позднее — прапорщика) в сухопутных войсках, инженерского фендрика в артиллерии и корабельного комиссара во флоте, у гражданских – коллегии-юнкера, а у придворных – гоф-секретарь и приравненные к нему. При этом чинов, соответствовавших XIII, XI и X классу у придворных не было: после XIV шел сразу XII, а затем – IX класс.

Первое и самое очевидное изменение, которое внесла в русскую жизнь петровская «Табель о рангах», – это прекращение присвоения всех старых русских чинов и званий. Разного рода постельничие, сокольничие, ключники, стряпчие и им подобные сохранялись в виде званий, полученных их обладателями ранее, но больше их никому присвоить было нельзя.

Второе важнейшее изменение – очевидное преимущество военных чинов над гражданскими и придворными. Стране срочно требовалась сильная, отвечавшая современным требованиям армия с мощным офицерским корпусом, и самым простым и очевидным способом решения этой задачи было предоставление военным заметных привилегий.

Еще одно изменение, закрепленное «Табелью о рангах», окончательно превратило русское дворянство в служилое сословие. В петровском пояснении к самой табели, то есть таблице, в которой перечислялись все новые чины и определялось их соответствие, прямо говорилось: никому никакие ранги (чины) не предоставляются до тех пор, пока претенденты «нам и отечеству никаких услуг не покажут».

При этом оговаривалось, что дворянские дети могут начинать гражданскую службу с самого нижнего, XIV классного чина — но только при условии, что они получили необходимое образование и имеют патент на службу. Тем же, кто был необразован и не имел патента, если и дозволялось поступить на службу, то лишь в чины, которые не предусматривали ранга.

Получить нижний из них такие дворянские дети могли лишь за счет «знатных услуг» или выслуги лет, и все равно при условии получения необходимого образования.

Портрет Петра I работы художника Жана-Марка Натье, 1717 год

Источник: arthive.com

Как получить новых дворян

Рассматривая государственную службу – военную, гражданскую или придворную – как важнейшую обязанность любого дворянина, Петр I включил в «Табель о рангах» важный механизм получения личного и потомственного дворянства.

Причем и в этом вопросе военные имели существенное превосходство перед гражданскими и придворными: первый же, самый низший офицерский чин XIV класса давал им право передать своим детям по наследству дворянское звание.

Что касается гражданских и придворных чинов, то у них право на получение личного дворянства приобреталось с получением чина XIV класса, а на потомственное — только с VIII и далее.

Правда, при этом для военных действовало важное условие: обер-офицерские чины от XIV до IX классов давали безусловное право на потомственное дворянство только детям, которые родились после присвоения их отцу первого обер-офицерского звания — прапорщика (и соответствующих ему в гвардии, артиллерии и флоте). Если же, как оговаривали пояснения к табели, «не будет в то время детей», то отец мог ходатайствовать о получении потомственного дворянства одним из его сыновей – по собственному выбору.

Такие правила действовали с момента введения «Табели о рангах» в действие и до манифеста императора Николая I от 23 (11 по ст. ст.) июня 1845 года. С того момента право на получение потомственного дворянства военные приобретали только с получением штаб-офицерского чина VIII класса, то есть майора (позднее — капитана), а гражданские – с V класса, то есть статского советника.

А император Александр II еще раз повысил требования к получению потомственного дворянства, ограничив его VI классом (полковник) для военных и IV (действительный статский советник) для гражданских.

Впрочем, к тому времени российское дворянство было уже достаточно многочисленным, причем существенное пополнение его произошло именно за счет выслужившихся военных по правилам петровской версии «Табели о рангах».

Ассамблея при Петре I. Картина Станислава Хлебовского, 1858 год

Источник: artfile.ru

Отдельно в «Табели о рангах» оговаривались условия, при которых тот или иной дворянин мог лишиться своего титула. Непременным условием была отставка за совершение тяжких преступлений; перенесший публичное наказание, пытку тоже переставал быть дворянином.

Вернуть звание и чин мог лишь сам император за какие-нибудь выдающиеся заслуги, причем это решение должно было подтверждаться соответствующим документом.

При этом, если «злодеи по злобе других приводят», то есть оговаривают невиновных, – тот, кто был подвергнут пыткам по ложному доносу, получал царскую грамоту с подтверждением его невиновности и избавлялся от лишения дворянства и чина.

Штраф за привилегии

Созданная Петром I система государственных чинов и званий, помимо всего прочего, описывала и весьма жесткие требования к правилам соблюдения тех вольностей и преимуществ, которые давал тот или иной класс.

В частности, за требование почестей «выше своего ранга» или занятие в церкви места «выше данного ему ранга» нарушитель должен был платить штраф в размере двухмесячного жалования. При этом треть штрафа шла тому, кто доложил о нарушении, а остальное – на нужды государственных госпиталей.

Такое же наказание полагалось и за то, что обладатель высокого ранга уступил свое место на церковной службе имеющему более низкий класс. Обосновывалось это просто: привилегии нужно было заслужить, чтобы «охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».

Но нарушениями, связанными с привилегиями, дело не ограничивалось. Такой же штраф в размере двухмесячного жалования взимался и с того, кто потребовал присвоения того или иного ранга, не имея на руках «на свой чин надлежащего патента».

И это еще раз утверждало требование к дворянам как к служилому сословию, в котором основные преимущества получал тот, кто наилучшим образом проявлял себя в государственных делах, а не тот, чьи предки были более именитыми.

Обер-офицер и штаб-офицер Лейб-Гвардии Преображенского полка, с 1700 по 1732 год. Иллюстрация из монографии Александра Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению», 1841-1862 гг.

Источник: memorandum.ru

Подобные нормы действовали и по отношению к женщинам, хотя к ним требование об обязательной государственной службе не относилось. Замужние дамы получали классный чин, равный классному чину мужа, при этом несли точно такую же ответственность за нарушение положенных им привилегий.

Что же касается «девиц, пока они замуж не выданы», то они получали ранг на четыре ступени ниже отцовского — и только по отношению к женам нижестоящих офицеров и чиновников.

Скажем, дочери генерал-фельдмаршала считались старше рангом, чем жены бригадиров, а дочери бригадиров — чем жены капитанов.

А последним пунктом в пояснениях к «Табели о рангах» значилось требование каждому обладателю того или иного классного чина иметь «наряд, экипаж и ливрею, как чин и характер (звание. — Прим. авт.) его требует».

Обосновывалось это условием тем, что многие получившие классные чины либо внешне им не соответствуют, либо, напротив, «разоряются, когда они в уборе выше чина своего поступают».

По сути своей такое требование подкрепляло значимость «Табели о рангах» и тех званий, которые она предусматривала, повышая тем самым престиж государственной службы и мотивируя дворянство.

Гражданская казнь Николая Чернышевского 31 мая 1864 года. Согласно традиции, этот ритуал предполагал лишение в том числе и сословных прав, как это было предусмотрено «Табелью о рангах»
КлассАрмияФлотГражданскиеПридворныеОбращение
IГенерал-фельдмаршалГенерал- адмиралКанцлерВаше высокопревосходительство
IIГенерал от инфантерииАдмиралДействительный тайный советникОбер-маршал
IIIГенерал-лейтенантВице-адмиралТайный советникОбер-шталмейстерВаше превосходительство
IVГенерал-майорШаутбенахтДействительный статский советникОбер-камергер, Обер-гофмейстер
VБригадирКапитан-командорСтатский советникОбер-шенк, обер-гофшталмейстер, обер-гофмейстер при императрице, гофмейстер, тайный кабинет-секретарь, обер-церемониймейстерВаше высокородие
VIПолковникКапитан 1 рангаКоллежский советникОбер-егермейстер, действительный камергер, гофмаршал, шталмейстер, 1-й лейб-медикусВаше высокоблагородие
VIIПодполковникКапитан 2 рангаНадворный советникГофмейстер и лейб-медикус при императрице, церемониймейстер
VIIIМайорКапитан 3 рангаКоллежский асессорТитулярный камергер, гоф-шталмейстер, надворный интендант
IXКапитанКапитан-лейтенантТитулярный советникНадворный егермейстер, надворный церемониймейстер, камер-юнкер, обер-кухенмейстерВаше благородие
XКапитан-лейтенантЛейтенантКоллежский секретарь
XIКорабельный секретарьКорабельный секретарь
XIIЛейтенантУнтер-лейтенантГубернский секретарьГоф-юнкер, надворный лекарь
XIIIУнтер-лейтенантПровинциальный секретарь
XIVФендрикКорабельные комиссары, шкиперы второго рангаКоллежский регистраторГофмейстер пажей, кухенмейстер, мундшенк

«Табель о рангах» 1722 года

Обложка: pinterest.com

Особый закон для любителей бороды: налог и спецодежда от Петра I

Почему Петр I запрещал необразованным жениться

«В солдаты взять со всех городов и уездов». Как в России появились рекруты

Первое русское регулярное оружие: как Петр I добавил армии огня

Орден Святого апостола Андрея Первозванного: награда в честь святого покровителя Руси

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/po-chinu-i-chiest-chto-davala-pietrovskaia-tabiel-o-ranghakh

Референт госслужбы: когда присваивается чин и что полагается в 2020 году

Классные чины и звания

Работнику, исполняющему обязанности по госслужбе, присваивается классный чин. Если сотрудник назначен на должность в пределах старшей группы по категории «специалист», «обеспечивающий специалист», он получит соответствующее звание. Разберем, когда присваивается «референт госслужбы».

Что такое классный чин

Классный чин в РФ — это степень соответствия умений, знаний и навыков человека требованиям, установленным для осуществления деятельности в сфере госслужбы.

Статья 11 Федерального закона № 79-ФЗ определяет пять групп должностей госслужбы, по которым присваиваются определенные чины.

Наименование группыНаименование звания
Высшаядействительный государственный советник РФ 1 кл.
действительный госсоветник РФ 2 кл.
действительный госсоветник РФ 3 кл.
государственный советник РФ 1 кл.
государственный советник РФ 2 кл.
государственный советник РФ 3 кл.
Ведущаясоветник государственной службы РФ 1 кл.
советник 2 кл.
советник 3 кл.
Старшаяреферент государственной гражданской службы 1 класса
референт 2 кл.
референт 3 кл.
Младшаясекретарь государственной службы РФ 1 кл.
секретарь 2 кл.
секретарь 3 кл.

Рассматриваемый чин референта служащему присваивает представитель нанимателя.

Когда и кому его присваивают

Алгоритм, в соответствии с которым происходит присвоение в субъекте РФ, определяет закон региона, а вот для федеральных служащих правила определены Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113.

Конкретному госслужащему чин референта присваивается в персональном порядке и бывает:

Если служащий ранее такового не имел, то он приобретет статус первого. При этом для любой группы должностей изначально присваивается 3 класс, например референт государственной гражданской службы 3 класса (надбавка по нему будет рассмотрена далее).

Для получения референта 1 класса сотрудник должен успешно пройти испытательный срок длительностью от 1 месяца до года. При отсутствии испытания получение возможно не раньше, чем через 3 месяца после начала исполнения обязанностей.

При присвоении учету подлежат имеющиеся воинские, специальные звания, чины юстиции, прокуратуры по прежнему месту госслужбы.

Это значит, что при поступлении на должность старшей группы сотрудника с более высоким, чем полагается, званием ему присвоят более высокий класс: сотрудник, имеющий воинское звание младший лейтенант ВС РФ получит сразу референта ГГС РФ 1 класса.

Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 установлено соотношение чинов государственной гражданской службы и военных и специальных званий.

Скачать

Претендовать на очередной ранг человек может при соблюдении двух условий.

Первое — окончание установленного срока прохождения госслужбы в определенном звании:

  • один год — референт государственной гражданской службы 2 класса, аналогично для 3-го;
  • срок не устанавливается — для 1-го.

Подсчет сроков начинается со дня присвоения.

Второе — исполнение обязанностей по должности, по которой есть чин равного или более высокого по отношению к имеющемуся уровня.

Очередное звание присваивается по результатам успешной сдачи экзамена на соответствие квалификации или по итогам аттестации.

Сроки проведения экзамена определены Указом Президента РФ № 111 от 01.02.2005:

  • окончание испытания при назначении;
  • при отсутствии испытания — 3 месяца с назначения;
  • при проявленной госслужащим инициативе — 3 месяца со дня предоставления им заявления в комиссию.

Очередное звание не присвоят сотруднику:

  • с дисциплинарным взысканием;
  • находящемуся в процессе служебной проверки;
  • по которому возбуждено уголовное дело.

Внеочередное присвоение возможно:

  • как мера поощрения за особые достижения — не ранее чем через полгода после нахождения в должности и не выше того чина, который соотносится с занимаемой должностью;
  • по окончании периода нахождения — одной ступенью выше того звания, которое соотносится с должностью и в пределах группы, к которой оно относится.

Для присвоения чина вне очереди нужно:

  • ходатайство руководителя госслужащего;
  • успешные результаты квалификационного экзамена;
  • достижения по службе. Такое присвоение возможно один раз за период госслужбы.

Если сотрудник освобожден от должности и уволен с госслужбы, ранг за ним сохранится, включая вариант возобновления службы.

Сколько доплачивают

Сумма оклада за имеющийся ранг определена Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763.

Изначально были установлены такие размеры (в рублях):

  • 1 кл. — 900;
  • 2 кл. — 750;
  • 3 кл. — 700.

Источник: https://gosuchetnik.ru/kadry/referent-gossluzhby-kogda-prisvaivaetsya-chin-i-chto-polagaetsya

Классные чины государственной гражданской службы – таблица. Федеральный закон № 79-ФЗ

Классные чины и звания

Классный чин государственной гражданской службы – класс, квалификация, степень пригодности лица для осуществления той или иной деятельности в госоргане в соответствии с имеющимися у него навыками, умениями, знаниями.

Он устанавливается федеральным законодательным либо другим нормативным актом. Рассмотрим далее, какие существуют классные чины государственной гражданской службы.

Таблица соответствия основных классов воинским званиям также будет представлена в статье.

Общие сведения

Впервые классные чины государственной гражданской службы были систематизированы Петром 1 в Табели о рангах. После революции 1917 г. они были упразднены. В 1943 г.

чины снова были введены, но только для сотрудников прокуратуры и следственных органов.

В действующей сегодня таблице классных чинов государственной гражданской службы каждый класс соответствует определенному воинскому (специальному) званию. Она утверждена Указом Главы государства в 2005 г.

Категории сотрудников

В соответствии с ФЗ № 58 и № 25, классные чины государственной гражданской службы получают должностные лица федеральной, региональной и муниципальной гражданской госслужбы. Чины присваиваются также служащим правоохранительных структур.

Стоит сказать, что классификация госслужащих в РФ считается одной из самых сложных в административной теории и практике. Дело в том, что разделение служащих может осуществляться по самым разным критериям. Например, в зависимости от уровня госвласти работники могут быть федеральными или региональными госслужащими.

По ветвям власти классифицируют должностных лиц законодательных, исполнительных, судебных органов, прокуратуры и прочих высших госорганов. Однако наиболее значимой считается классификация служащих по чинам, специальным и воинским званиям. В настоящее время именно она наиболее полно регулируется нормативными актами.

Законодательная база

В 1995 г. были установлены квалификационные разряды. Однако в 2004 г. был утвержден 79-ФЗ. Он регламентирует отношения, возникающие при поступлении на госслужбу, ее прохождении. В 79-ФЗ регулируются взаимодействия госструктуры и лица, прекращающего профессиональную деятельность в ее штате.

Стоит сказать, что наряду с этим нормативным актом, положения, регулирующие рассматриваемую сферу, присутствуют и в ФЗ № 58. В Законе “О государственной гражданской службе Российской Федерации” определен статус (правовое положение) федеральных госслужащих и должностных лиц госорганов субъектов РФ.

В соответствии с действующим законодательством, лицам, проходящим федеральную госслужбу, присваиваются:

  • дипломатические ранги;
  • специальные/воинские звания;
  • классные чины.

Что касается служащих региональных госструктур, то на них распространяет действие ФЗ № 58. В нормативном акте установлено, что этим лицам присваивают только классные чины. Соответствующее положение закреплено в ст. 13 (ч. 1 п. 2).

Как присваивается классный чин государственной гражданской службы?

В законодательстве закреплены следующие правила:

  1. Присвоение чинов государственной гражданской службы осуществляется исключительно в соответствии с замещаемым постом.
  2. Работники, сроки полномочий которых не ограничены, получают чин после прохождения квалификационного экзамена.
  3. Чины присваиваются персонально. При этом должна соблюдаться последовательность, учитываться профессиональный уровень и продолжительность госслужбы в предыдущем чине и замещаемом посту.

Классный чин государственной гражданской службы может быть очередным либо первым. Последний присваивают федеральному госслужащему после успешного прохождения испытания. Если оно не было предусмотрено в контракте, то получить чин лицо может только спустя 3 мес.

после назначения на пост. Очередную степень гражданин получает по истечении периода, определенного для прохождения службы в прежнем чине. При этом лицо должно замещать должность, для которой предусмотрен чин, равный либо выше того, который ему присваивается.

Общие принципы

Государственные гражданские служащие Российской Федерации получают очередной чин последовательно по завершении установленного периода пребывания на предыдущей ступени. В качестве поощрительной меры допускается досрочное присвоение следующего класса.

При переводе либо поступлении гражданина с госслужбы одного типа на другой классный чин должен учитываться.

В случае увольнения или освобождения от должности полученный класс сохраняется. Основанием для лишения классного чина является только судебное решение.

Нюансы

При переводе лица с госслужбы одного вида на службу другого типа присвоенный ранее чин учитывается при получении класса по новому месту работы. Следует заметить, что он не переносится автоматически. В Указе Президента № 113 от 2005 г. определено следующее.

При поступлении на госслужбу лица, имеющего класс другого вида службы, 1 классный чин государственной гражданской службы он получает согласно замещаемой должности.

Если он оказывается ниже, чем имеющийся, то служащий может получить чин на ступень выше, но в рамках группы, к которой относится пост, который он будет замещать.

Наименования чинов

В перечень классных чинов государственной гражданской службы включено 5 наименований:

  1. Секретарь.
  2. Референт.
  3. Советник.
  4. Госсоветник.
  5. Действительный госсоветник.

В каждой группе предусмотрено три класса. Высшим считается 1 класс. Всего получается 15 чинов. Ступени четко разделены по группам должностей:

  1. Секретарь 1-3 кл. соответствует младшей группе.
  2. Референт 1-3 кл. – старшей.
  3. Советник 1-3 кл. – ведущей.
  4. Госсоветник 1-3 кл. – главной.
  5. Действительный госсоветник 1-3 кл. – высшей.

Особенности присвоения

Высшие чины – действительный госсоветник 1-3 кл. – присваиваются Президентом федеральным госслужащим. При этом:

  1. В исполнительных структурах, деятельностью которых руководит Глава государства, присвоение осуществляется по представлению их руководства, а в прочих исполнительных органах – по представлению Правительства.
  2. В прочих госорганах федерального уровня (судебных, законодательных) либо в их аппаратах получение следующего класса осуществляется по представлению их руководства.

Чины госсоветника 1-3 кл. присваиваются федеральным госслужащим:

  1. Исполнительных структур – Правительством.
  2. Других госорганов – их руководителями.

Чины советника, референта, секретаря 1-3 кл. присваиваются руководителем соответствующего госоргана или его представителем. В субъектах РФ получение классов осуществляется в соответствии с положениями ФЗ № 79. Обычно чины главных и высших должностных групп присваивают губернаторы, прочие – руководители администраций МО и их подразделений.

Сроки прохождения госслужбы

Нормативными актами установлены следующие периоды для:

  1. Секретаря, референта 3 и 2 кл. – не меньше года.
  2. Советника и госсоветника 3 и 2 кл. – не менее двух лет.
  3. Действительного госсоветника 3 и 2 кл. – обычно не меньше года.

Сроки прохождения службы для секретаря, референта, советника и госсоветника 1 кл. не установлены. При назначении госслужащего на более высокий пост он может получить очередной чин, если период пребывания на предыдущей ступени истек.

Федеральным служащим, которые являются специалистами и обеспечивающими специалистами и не имеют ограничений по срокам полномочий, а также руководителям, включенным в ведущую и главную группы, чины присваивают после сдачи экзамена.

Лица, находящиеся на постах категории “руководители”, относящихся к группе высших должностей, переходят на следующую ступень также после экзамена.

При этом решение о его сдаче должно быть принято представителем работодателя в лице начальника федерального госоргана.

Меры поощрения

За особые заслуги в службе чин может присваиваться:

  1. До окончания срока прохождения службы, но не раньше чем через полгода пребывания на занимаемом посту и не выше класса, соответствующего этой должности.
  2. По истечении периода – на ступень выше, но в рамках должностной группы, к которой относится занимаемый пост.

Особенности оплаты труда

Нормативными актами за особые условия службы предусмотрена надбавка. За классный чин государственной гражданской службы она устанавливается в процентах к окладу для каждой группы должностей:

  1. Высшая – 150-200 %.
  2. – 120-150 %.
  3. Ведущая – 90-120 %.
  4. Старшая – 60-90 %.
  5. Младшая – до 60 %.

Соотношение классных чинов государственной гражданской службы и воинских званий

Источник: https://FB.ru/article/327382/klassnyie-chinyi-gosudarstvennoy-grajdanskoy-slujbyi---tablitsa-federalnyiy-zakon--fz

Система классных чинов государственной гражданской службы

Классные чины и звания

Госслужба придает огромное значение чинам и званиям. Ведь именно связанный с ними статус и материальные блага являются тем стержнем, на который в значительной мере опирается карьера госслужащего. В данной статье рассмотрим этот ключевой элемент госслужбы и подробно охарактеризуем основные элементы системы классных чинов.

Вопросы госслужбы регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

Исходя из действующего законодательства, можно выделить базовые составляющие такой правовой категории как «классный чин»:

  1. Это звание, присваиваемое госслужащим.
  2. Оно характеризует наличие у госслужащего определенного уровня знаний, опыта и профессиональной подготовки и, что не менее важно, стажа прохождения ГГС.
  3. Присваивается в соответствии со специальными нормативно-правовыми актами, содержащими классификацию, основания и порядок его присвоения.
  4. Указывает на определенное положение госслужащего в служебно-чиновной иерархии.
  5. Характеризует наличие у госслужащего определенных дополнительных преимуществ, которыми не обладает лицо, находящееся ниже в иерархии.
  6. Присваивается лицу, замещающему должность соответствующей группы. Современное законодательство устанавливает подчиненное положение классного чина по отношению к замещаемой должности. Таким образом, именно замещаемая должность определяет тот чин, который может быть присвоен госслужащему.
  7. Присваивается на основе государственного квалификационного экзамена.
  8. Присвоение производится руководителем соответствующего госоргана.
  9. Зависит от выслуги лет в предыдущем статусе.

Таким образом, можно заключить, что классный чин госслужащего — это персонально присваиваемое на основании результатов специального экзамена звание, соответствующее служебному положению, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному государственному органу и заслугам.

Одним из определяющих для всей системы госслужбы принципов является то, что каждый чиновник пребывает в том или ином звании в течение определенного, законодательно установленного, периода времени, после чего он должен пройти процедуру квалификационного экзамена и продвинуться выше по иерархии.

Данное правило имеет принципиально важное значение, поскольку в противном случае резко снижаются стимулирующие мотивы добросовестного исполнения должностных обязанностей и мотивы долгосрочного построения служебной карьеры. Сроки нахождения в том или ином чине устанавливаются федеральным и региональным законодательством, и необоснованные задержки в продвижении могут привести к ответственности соответствующего должностного лица.

Процедура получения

Подробно этот вопрос освещен в Положении, которое было принято Указом Президента №113. Так, согласно действующему законодательству, звания могут быть первичными и очередными.

Первый классный чинприсваивается федеральному гражданскому служащему, который заступает на работу впервые. Этому должно предшествовать успешное прохождение испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через 3 месяца после его назначения на должность.

Очередной назначается служащему по прошествии периода, утвержденного для выполнения служебных обязанностей в действующем чине (они перечислены в пунктах 9–11 Положения). Так, для прохождения госслужбы устанавливаются следующие сроки:

  1. Для секретарей и референтов 3 и 2 уровня — не менее года;
  2. Для советников и госсоветников 3 и 2 уровня — не менее двух лет.
  3. Для действительного госсоветника 3 и 2 уровня — не менее года.
  4. Для секретаря, референта, советника и госсоветника 1 уровня — сроки не устанавливаются.

Также в этом документе представлена таблица чинов, с учетом их иерархии, и определены принципы их назначения.

Классные чиныГруппы должностей гражданской службы
Секретарь государственной гражданской службы 3 классаСекретарь государственной гражданской службы 2 классаСекретарь государственной гражданской службы 1 классаМладшая группа
Референт государственной гражданской службы 3 классаРеферент государственной гражданской службы 2 классаРеферент государственной гражданской службы 1 классаСтаршая группа
Советник государственной гражданской службы 3 классаСоветник государственной гражданской службы 2 классаСоветник государственной гражданской службы 1 классаВедущая группа
Госсоветник 3 классаГоссоветник 2 классаГоссоветник 1 класса группа
Действительный госсоветник 3 классаДействительный госсоветник 2 классаДействительный госсоветник 1 классаВысшая группа

Оклад и надбавка

Порядок оплаты за выполнение обязанностей чиновника производится в соответствии со статьей 50 Закона №79-ФЗ, в которой предусмотрены следующие составляющие денежного довольствия:

  • месячный оклад, определяемый должностью;
  • месячный оклад, определяемый классным чином;
  • дополнительные выплаты.

К дополнительным ежемесячным выплатам относятся надбавки:

  • за выслугу лет;
  • за особые условия работы;
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
  • выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, которые выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Все выплаты, причитающиеся чиновнику за классный чин, утверждаются Президентом РФ. Если же сотрудник занимает госдолжность в субъекте РФ, то его денежное содержание определяется областными нормативно-правовыми актами. Таким образом, за классный чин предусмотрена не доплата, а конкретный оклад.

Источник: https://ppt.ru/art/gs/sistema-chinov

Воинские звания в армии и на флоте, присвоение и лишение, погоны и знаки различия, высший офицерский ранг, классные чины

Классные чины и звания

В Вооруженных Силах Российской Федерации, в органах государственного управления и правопорядка существует специально созданная система воинских званий и классных чинов, обеспечивающая порядок подчиненности и субординацию во внутриструктурных взаимоотношениях.

Воинские звания в армии и на флоте характеризуют уровень профессиональной подготовки, служебное положение и степень ответственности, военнослужащего. Классный чин определяет статус государственного чиновника, служащего органов юстиции, квалифицирует их компетентность, положение и место на служебной лестнице.

С помощью воинских званий и чинов можно получить представление о существующей служебной иерархии, о том, кто на государственной службе за что отвечает и какими полномочия наделен.

Воинские звания для военнослужащих и классные чины

Армия во все времена представляла собой сложный социально-общественный механизм, который обязательно базируется на строгой дисциплине, подчиненности и субординации.

Человек, находящийся внутри этой сложной структуры, должен в соответствии со своими способностями, уровнем профессиональных знаний и подготовки занимать отведенное ему место. Такое положение существовало всегда, начиная с античных времен и средневековья, заканчивая новым временем.

Современные вооруженные силы Российской Федерации являются яркими примером того, насколько важной для управления огромным механизмом является система воинских званий.

Следует отметить, что с воинскими званиями продолжает сохраняться определенный порядок, унаследованный российскими вооруженными силами еще со временем Петр I.

Как и в былые времена этот порядок, подразумевает наличие горизонтальной и вертикальной структуры, определяющие социально-общественное положение военного человека, его профессиональную принадлежность и компетентность. Порядок выглядит следующим образом:

  • Горизонтальная структура – это воинские и корабельные звания, которые присваиваются военнослужащим в зависимости от срока службы и должности;
  • Вертикальная структура — демонстрирующая служебную иерархию, т.е. кто и кому подчиняется в порядке соответствия.

Важно отметить, что подобный принцип распространяется на другие государственные ведомства, организации и службы, обеспечивая необходимую управляемость системы государственной службы и эффективность ее работы.

Инструментом реализации принципа подчиненности в данном случае являются воинские звания и погоны. Звания, классы и ранги являются скорее внутренними, психологическими факторами, определяющими личный статус военнослужащего и чиновника к военной и к гражданской службе.

Утвердить этот статус на социально-бытовом уровне с учетом существующей иерархии, позволяют погоны и другие знаки отличия.

Военная служба предполагает определенный объем служебных и властных полномочий, очерчивает круг прав и обязанностей. На каждом этапе военной карьеры человек в форме занимает определенный пост или должность, которые распределяются в условиях строгой подчиненности.

Для вооруженных сил воинские звания и должность являются определяющими в механизме подчиненности. Для гражданских структур определяющими фактором подчиненности является занимаемая должность.

Звание, класс или ранг означают уровень квалификации сотрудника государственной службы, являются частью информации о профессиональной принадлежности чиновника, о его опыте.

Гражданские государственные службы, военизированные учреждения и организации силовых ведомства в России ориентируются на систему специальных знаний.

В прокуратуре и в следственных органах, входящих в структуру МВД, в Федеральной Таможенной Службе, в Федеральной Миграционной Службе и в системе МЧС введена система специальных званий.

Иерархическая табель о рангах, которая предусматривает наличие специальных званий, рангов и классов, определяет место служащего в системе, объем его властно-распорядительных полномочий и уровень профессионализма.

Помимо воинских званий, присваиваемых по порядку служащим военизированных ведомств, в некоторых гражданских ведомствах существует классный чин, который определяется опытом работы, профессиональными навыками и компетентностью чиновника. Этот механизм упрощает ранжирование чиновников, выявляя наиболее достойные кадры. Классный чин определяет и размер жалования госслужащих, дифференцирует систему льгот, предоставления материальных благ и вознаграждения.

Что такое воинские звания для военнослужащих?

Главное отличие воинских званий от рангов и классов, существующих в иерархии гражданской государственной службы, заключается в определении подчиненности. Каждому лицу, находящемуся на военной службе, присваивается воинское звание. Это может быть солдат или матрос срочной службы, гражданское лицо, служащее на контрактной основе, командный состав.

В армии и на флоте каждый военнослужащий обладает определенными полномочиями, обязанностями и правами, круг которых в большей степени определяется воинским званием.

Погоны на плечах, другие знаки различия являются карт-бланшем для военного человека, указывающим на его полномочия, права и обязанности. Присвоение воинских званий происходит с момента изменения социально-общественного статуса человека и связано с призывом на срочную военную службу.

Первые воинские звания — солдат или матрос, присваиваются лицу с момента принятия воинской присяги. Последующее повышение по службе определяется сроком службы и уровнем профессиональной подготовки. Для рядового и матросского состава карьерная лестница ограничивается сроком службы.

Для офицеров последующие повышения связаны с выслугой лет, со служебным соответствием, опытом и профессиональными навыками.

Для лиц, которые избрали для себя военную карьеру и проходят обучение в высших военных учебных заведениях, присваивается звание курсант.

В соответствии с горизонтальной структурой, существующие воинские звания в ВС Российской Федерации четко идут по восходящей линии.

Воинская иерархия предполагает следующую подчиненность, от меньшего звания, к высшему офицерскому званию, от лиц рядового состава к офицерскому сословию.

Основной контингент любых ВС (Россия не исключение) — рядовой и матросский состав, который носит неофицерские звания. В этом плане картина выглядит следующим образом:

  • для армии — это рядовой, для флота — матрос;
  • сержантский состав для армии, для флота — старшинский состав;
  • прапорщики для армии, для флота это звание соответствует мичману.

Все перечисленные неофицерские воинские звания имеют свои знаки отличия, которые указывают на более высокую ступень, определяемые сроком службы и занимаемой должностью.

Повышение в звании осуществляется Приказом непосредственного начальника в соответствии с Положением о прохождении воинской службы.

Та же тенденция в ранжире и в отличиях сохраняется и среди офицерских званий, однако эта структура более сложная и иерархическая.

Присвоение самого первого или очередного звания находится в компетенции Верховного Главнокомандующего — Президента Российской Федерации. Получить очередное воинское звание можно за выслугу лет.

При этом учитываются личностные и профессиональные качества военнослужащего. К тому же очередное звание присваивается офицеру только при условии наличия соответствующей должности.

Это может быть то же самое подразделение или другая воинская часть или корабль, где имеется вакантная должность.

С 2016 года вступают в силу поправки к ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» и в законе «О статусе военнослужащих», которыми перед присвоением очередного воинского звания предусматривается переаттестация на соответствие новой должности. Аналогичные мероприятия вводятся и по отношению к чиновникам и госслужащим других ведомств и структур.

Воинские офицерские звания зависят от рода войск, однако в табели о рангах для всех вооруженных сил России, для армии и флота сохраняется единая тенденция продвижения по службе.

Звание лейтенантов в армии соответствует лейтенантским званиям на флоте. Начиная со звания капитан, начинается разделение в системе воинских званий:

  • для армии капитан, для флота капитан-лейтенант;
  • в армии майор, в военном флоте капитан 3 ранга;
  • подполковника в армейской структуре соответствует званию капитана 2 ранга;
  • армейский полковник – это капитан 1 ранга во флоте.

Чтобы капитану стать майором, необходимо прослужить четыре года, имея достойный послужной список. Майор только через четыре года может стать подполковником, который только через пять лет безупречной службы имеет шансы надеть погоны и знаки отличия полковника.

Звания генералов в армейских структурах соответствуют адмиральским чинам во флоте. Так генерал-майор армии равен по рангу контр-адмиралу. Армейский генерал-лейтенант имеет аналогичную должность на флоте — вице-адмирал. Генерал-полковник и генерал Армии соответствуют самым высоким флотским званиям, адмирал и адмирал Флота.

Чтобы дослужиться до высоких регалий и получить высшее воинское звание — Маршала Российской Федерации, необходимо пройти всю служебную лестницу от начала до конца. Это звание присваивают только за большие заслуги перед Родиной.

Лица, которые являются претендентами на повышение до самого высокого офицерского звания, должны иметь не только необходимую выслугу лет, но и соответствовать не послужному цензу.

Единственным в новой истории ВС Российской Федерации Маршалом был и остается Сергеев Игорь Дмитриевич — Министр Обороны РФ в 1997-2001 гг.

Процедура лишения воинского звания

Присвоение воинского звания является неотъемлемой процедурой, которая опирается на четко установленный регламент и порядок. Традиционно в России каждый год получают новые звания тысячи солдат, матросов и офицеров.

Лица, проходящие срочную службу, становятся солдатами, ефрейторами и сержантами. Матросы через определенное время становятся старшинами. Ежегодно выпускники высших учебных военных заведений надевают лейтенантские погоны.

Высший офицерский состав получает повышения в звания за выслугу лет и в качестве признания заслуг перед армией и флотом.

Как и присвоение, лишение воинского чина, лишение специального звания также регламентируется законодательно.

Военный человек, как и гражданское лицо, имеет свои права обязанности и несет ту же степень ответственности перед законом.

За совершенное противоправное деяние, которое подпадает под статьи Уголовного Кодекса, военнослужащие предстают перед судом. Да, лишиться воинского звания в армии и на флоте можно только по решению суда!

Такая мера воздействия является дополнительным, психологическим фактором к основному наказанию. Лишение воинских званий, достижений и заслуг на военном поприще может быть использовано в исключительных случаях, когда речь идет о совершении военнообязанным тяжких и особо тяжких преступлений. Аналогично выглядит процедура лишения специального звания, классного чина или почетных наград.

В заключение

Следует отметить, что система воинских званий, рангов, чинов и классов, применяемая в Вооруженных Силах Российской Федерации, в других военизированных ведомствах и структурах государственной власти позволяет сохранить порядок управления и организацию сложнейших государственных механизмов. Подчиненность, четкая субординация и служебная иерархия являются тремя китами, на которых держатся современные армия, флот и государственные структуры.

Источник: https://WarWays.ru/simvolika-i-znaki-otlichiya/voinskie-zvaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.